Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 июля 2007 г. N Ф04-918/2007(35706-А46-13)
(извлечение)
Прокурор Омской области обратился в суд с иском к объединенному военному комиссариату г. Тюкалинска Омской области и ОАО "Омская энергосбытовая компания" о признании недействительными условий, изложенных в пунктах 3.2.2 и 8.1 договора энергоснабжения N 19-0082 от 02.06.2003, заключенного между ответчиками.
Исковые требования мотивированы ссылкой на нарушения при заключении договора ответчиками положений Федерального закона от 26.03.2003 N 35-Ф3 "Об электроэнергетике", статьи 12 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности", статей 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.95 года N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства".
До рассмотрения иска по существу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от исковых требований в части признания недействительным пункта 3.2.2 договора, по причине подписания ответчиками дополнительного соглашения к договору от 14.11.2006.
В соответствии со статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса в данной части производство по делу прекращено.
Решением от 25.01.2007, оставленным без изменения постановлением от 20.04.2007, исковые требования удовлетворены в части признания недействительным пункта 8.1 договора, в редакции дополнительного соглашения от 14.11.2006, предусматривающего право энергоснабжающей организации полного и (иди) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. В признании пункта 8.1 договора недействительным в части права энергоснабжающей организации начислять пени при неоплате абонентом стоимости энергии отказано.
Суд признал, что пункт 8.1 договора в части наличия у энергоснабжающей организации права полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии не соответствуют Указу Президента Российской Федерации N 1173 от 23.11.1995 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства".
ОАО "Омская энергосбытовая компания" не согласно с вынесенными судебными актами.
Ссылается на то, что перечень организаций, обеспечивающих безопасность государства, изложенный в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 N 364, является исчерпывающим. Военные комиссариаты в перечне отсутствуют и не попадают под действие Указа Президента Российской Федерации N 1173 от 23.11.1995 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства".
По мнению заявителя, Указ Президента Российской Федерации N 1173 от 23.11.1995 не определяет порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии. Такой порядок регулируется постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006. В соответствии с данным постановлением стороны изменили условия пункта 8.1 договора, подписав дополнительное соглашение к нему от 14.11.2006.
На основании изложенного заявитель жалобы просит судебные акты отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.
Прокурор судебные акты находит законными и обоснованными. Рассмотрев доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, между объединенным военным комиссариатом г. Тюкалинска Омской области и ОАО "Омская энергосбытовая компания" заключен договор энергоснабжения N 19-0082 от 02.06.2003. согласно которому общество обязалось оказывать военному комиссариату услуги электроснабжения, а последний - оплачивать их.
В пункте 8.1 договора, в редакции дополнительного соглашения от 14.11.2006. предусмотрены случаи, когда энергоснабжающая организация имеет право приостановить оказание услуг электроснабжения абоненту.
Согласно статье 2 Закона об электроэнергетике отношения в области энергоснабжения регулируются кроме Конституции Российской Федерации. Закона об электроэнергетике, а также правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Государственное регулирование в области электроэнергетики в соответствии со статьей 80, 90 Конституции Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и другими компетентными органами. При этом необходимо учитывать место главы государства в системе государственных органов Российской Федерации.
В пункте 1 Указа Президента Российской Федерации N 1173 от 23.11.95 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, признаны действиями, нарушающими безопасность государства.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" N 58-ФЗ от 27.05.2003 военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Таким образом, любое ограничение или прекращение обеспечения услугами энергоснабжения указанных органов, в том числе и военкоматов, классифицируется Указом N 1173 от 23.11.1995 как действие, нарушающее безопасность государства.
Кроме того, полное ограничение режима потребления электрической энергии, предусмотренное в пункте 8.1 договора, влечет прекращение подачи энергии.
Учитывая изложенное, суд правомерно исходил из того, что в данной части пункт 8.1 договора энергоснабжения N 19-0082 от 02.06.2003 не соответствует законодательству и является недействительным.
Иные доводы кассационной жалобы, заявлялись истцом и были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 25.01.2007 Арбитражного суда Омской области и постановление апелляционной инстанции от 20.04.2007 по делу N А46-18585/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 июля 2007 г. N Ф04-918/2007(35706-А46-13)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании