Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 июля 2007 г. N Ф04-4978/2007(36474-А03-37)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Новосибирска (далее - ИФНС по Железнодорожному району г. Новосибирска) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Алтайскому краю, г. Новоалтайск, (далее - ИФНС N 4 по Алтайскому краю) о признании недействительным государственной регистрации.
Решением от 13.03.2007 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении требований инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не рассматривалась
В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Новосибирска просит отменить принятое по делу решение, так как считает, что данный судебный акт является необоснованным, несоответствующим нормам действующего законодательства.
Отзыв на кассационную жалобу в нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не поступил.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебного акта норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Росси N 4 по Алтайскому краю 07.11.2006 было внесено изменение в сведения о юридическом лице - ООО "СельхозЗапчасть", касающееся его местонахождения: г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, 36/1.
Однако при проведении проверок заявителем было установлено, что ООО "СельхозЗапчасть" по указанному в учредительных документах новому адресу не находится.
Полагая, что государственная регистрация внесенных ООО "СельхозЗапчасть" изменений при указании в заявлении данных о несуществующем месте нахождения осуществлена в нарушение статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оставляя требование заявителя без удовлетворения, арбитражный суд исходил из того, что заявитель не доказал какие права и законные интересы нарушены оспариваемой государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы, за признанием недействительными которых вправе обратиться только заинтересованное лицо, то есть ООО "Сельхоззапчасть".
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенной нормы права следует, что для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо два обязательных условия:
а) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
б) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействия) должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный Федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Отказ в государственной регистрации регулируется статьей 23 указанного Закона, на основании пункта 1 которой отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю 07.11.2006 было внесено изменение в сведения о юридическом лице - ООО "СельхозЗапчасть", касающееся его местонахождения: г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, 36/1, на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Поскольку оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 указанного Закона, регистрирующим органом не установлено, государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице была произведена.
Заявитель жалобы не приводит каких-либо норм права, обязывающих регистрирующий орган проводить проверки достоверности указанных юридическим лицом сведений. Данные сведения носят заявительный характер и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
Ответственность должностных лиц юридического лица за представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию, предусмотрена и статьей 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Что касается регистрирующего органа, то за нарушение порядка государственной регистрации, установленного Законом N 129-ФЗ, ответственность в соответствии со статьей 24 данного Закона несут должностные лица этих органов, а регистрирующий орган возмещает причиненный указанным нарушением ущерб, допущенный по его вине.
Исходя из изложенных норм права следует, что право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, у налоговых органов имеется, однако надлежащим ответчиком по такому спору должен выступать заявитель, в данном случае - юридическое лицо, обращающееся в регистрирующий орган. В противном случае налоговый орган должен представить доказательства, свидетельствующие о неправомерном действии регистрирующего органа, а также обосновать экономический характер спора, возникшего между двумя налоговыми органами.
Заявителем при рассмотрении данного дела таких доказательств не представлено.
Учитывая вышеизложенное, кассационная инстанция отклоняет как основание к отмене судебного акта довод заявителя, приведенный в кассационной жалобе со ссылкой на статью 6 Закона N 129-ФЗ, о нарушении оспариваемой государственной регистрацией прав и публичных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 13.03.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-102/2007-3 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июля 2007 г. N Ф04-4978/2007(36474-А03-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании