Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 июля 2007 г. N Ф04-5026/2007(36595-А67-37)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "СПЭК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску (далее - налоговый орган) о взыскании 121026,26 руб. излишне взысканных сумм, процентов за период с 10.09.2003 по 20.03.2007, расходы на оплату услуг представителя в сумме 30000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины.
Решением от 27.03.2007 Арбитражного суда Томской области требования удовлетворены частично.
Суд обязал налоговый орган возвратить Обществу из бюджета излишне взысканные налоги, сборы, пени в размере 103284 руб. 73 коп., в том числе из федерального бюджета РФ 98194 руб. 83 коп., из местного бюджета 330 руб. 29 коп., с процентами за период 10.09.2003-20.03.2007 в размере 47561 руб. 14 коп., в том числе из федерального бюджета РФ 45217 руб. 34 коп., из территориального фонда обязательного медицинского страхования 2191 руб. 73 коп., из местного бюджета 152 руб. 07 коп, а также проценты за период с 21.03.2007 по день фактического возврата указанных сумм налогов, сборов, пеней по ставке равной действующей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не рассматривались.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 27.03.2007 в части удовлетворенных требований и отказать в удовлетворении иска ЗАО "СПЭК" в полном объеме.
Отзыв на кассационную жалобу от ЗАО "СПЭК" в суд в нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по г. Томску налогоплательщику направлено требование об уплате налога по состоянию на 25.08.2003 N 2003, согласно которому налогоплательщику под угрозой принятия предусмотренных статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации мер по взысканию надлежало уплатить недоимку по разным платежам в разные бюджеты в общей сумме 99278,90 руб., пени в общей сумме 21845,17 руб., всего 121124,07 руб. Для принудительного взыскания задолженности налоговым органом в банк направлены инкассовые поручения от 04.09.2003 N 7427-7429, 7436, 7437, 7440, 7441, содержащие ссылки на указанное требование об уплате налога, по которым в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации произведено взыскание в общей сумме 103284,73 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.05.2004 по делу N А67-9539/03, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.08.2005 N Ф04-4874/2005(13478-А67-37), требование об уплате налога по состоянию на 25.08.2003 N 2003 было признано недействительным, а действия по направлению инкассовых поручений незаконными (л.д. 21-24, 28-29 т. 1).
Определением Арбитражного суда Томской области от 17.06.2005 решение от 05.05.2004 по делу N А67-9539/03 разъяснено. Инспекции указано на обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ЗАО "СПЭК" л.д. 27 т. 1).
В соответствии со статьями 21 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне взысканных налогов и пеней.
Налоговые органы в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пеней установлен положениями статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности). Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления.
Абзац 3 пункта 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм - в течение одного месяца после вынесения такого решения.
Суд на основании инкассовых поручений в совокупности с данными лицевых счетов налогоплательщика по целевым сборам, взносам в ТФОМС, единому социальному налогу в федеральный бюджет, выпиской по операциям по счету в банке установил, что с ЗАО "СПЭК" в порядке статьи 46 НК РФ было взыскано в местный бюджет г. Томска 330,29 руб., в ТФОМС 4759,61 руб., в федеральный бюджет РФ 98194,83 руб., всего налогов, сборов, пеней в общей сумме 103284,73 руб.
В порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона обязана представить доказательства в обоснование заявленных требований и возражений по ним.
Доказательств опровергающих требования налогоплательщика об отсутствии переплаты, в связи с неправомерным взысканием спорных сумм по инкассовым поручения в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган не представил.
Исходя из изложенного, указанные выше суммы, принудительно взысканные с налогоплательщика незаконными действиями налогового органа и в соответствии с недействительным ненормативным правовым актом, суд правомерно отнес к излишне взысканным и понудил налоговый орган в порядке статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить налогоплательщику с начислением процентов с 21.03.2007 года по день фактического возврата сумм налогов, сборов, пени.
Таким образом, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Томской области от 27.03.2007.
Доводы налогового органа, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку исследованных в суде доказательств, которым дана правильная, соответствующая нормам действующего законодательства правовая оценка, оснований для непринятия этой оценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на налоговый орган суд возлагает обязанность по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 110, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.03.2007 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7710/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску в доход федерального бюджета расходы по государственной пошлине в сумме 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июля 2007 г. N Ф04-5026/2007(36595-А67-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании