Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 июля 2007 г. N Ф04-4283/2007(35700-А81-23)
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие средств массовой информации "Студия Факт" (далее - МУП СМИ "Студия Факт") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконными действий Счетной палаты муниципального образования Тазовский район (далее - Счетная палата) по возобновлению ревизии финансово-хозяйственной деятельности по указанным в заявлении пунктам плана проверки.
Решением суда первой инстанции от 11.01.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2007, требования МУП СМИ "Студия Факт" оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе МУП СМИ "Студия Факт", ссылаясь на пункт 2 статьи 42, статью 51, статью 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 17, пункт 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях", просит отменить постановление апелляционной инстанции от 12.03.2007 и принять новое решение.
По мнению заявителя, Счетная палата не может осуществлять проверку порядка расходования доходов, которые получены унитарным предприятием от предпринимательской деятельности, поскольку они не являются доходами местного бюджета.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Ходатайство МУП СМИ "Студия Факт" об отложении рассмотрения кассационной жалобы подлежит отклонению как необоснованное.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов, 04.05.2006 Распоряжением Счетной палаты от 02.05.2006 N 11 в МУП СМИ "Студия Факт" должна была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Заместителем директора МУП СМИ "Студия Факт" со ссылкой на раздел 10 Положения о счетной палате муниципального образования Тазовский район был издан приказ N 73л/с от 05.05.2006 "Об определении перечня документов предоставляемого специалистам Счетной палаты в связи с проводимой ревизией финансово-хозяйственной деятельности предприятия".
Согласно изданному приказу и Положению о Счетной палате, аудиторам Счетной палаты представлялись все необходимые документы, касающиеся прохождения и использования средств местного бюджета, использования муниципальной собственности, полученных налоговых льгот и иных преимуществ.
На указанный приказ прокурором Тазовского района принесен протест об отмене незаконного приказа N 73л/с от 05.05.2006, который МУП СМИ "Студия Факт" не исполнен.
13.09.2006 Счетной палатой в адрес МУП СМИ "Студия Факт" направлено уведомление о возобновлении ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основании предоставленного плана проверки с пунктами 1, 2, 7, 8, 9, 10.
Полагая, что действия счетной палаты нарушают права и законные интересы унитарного предприятия, МУП СМИ "Студия Факт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, обе судебные инстанции исходили из того, что в соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
В силу статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления. Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля определяются настоящим Кодексом, Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти.
Из статьи 49 Устава Муниципального образования Тазовский район следует, что счетная палата района является постоянно действующим контрольным органом Муниципального образования Тазоский район, который был образован в целях контроля за исполнением местного бюджета, в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.
Правовой статус Счетной палаты, порядок формирования, полномочия устанавливаются Положением о Счетной палате Муниципального образования Тазовский район, утвержденного Решением Районной Думы от 08.12.2005 года N 3-3-30.
В соответствии разделом 8 Положения Счетная палата района обеспечивает единую систему контроля за исполнением местного бюджета, что предусматривает: организацию и проведение предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением местного бюджета в отчетном году, организацию и проведение контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно разделу 10 Положения контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, а также организации, предприятия, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования Тазовский район, вне зависимости от форм их собственности, в части прохождения и использования средств местного бюджета, использования муниципальной собственности, полученных налоговых и иных льгот.
Разделом 11 Положения предусмотрено, что органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования Тазовский район, независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты района информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
Из раздела 12 Положения следует, что в ходе проведения ревизий и проверок работники Счетной палаты района изучают подлинные бухгалтерские документы проверяемого объекта и устанавливают достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, правильность расходования средств, сохранность муниципального имущества, а также законность и эффективность распоряжения им.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно указал о том, что для выполнения обязанностей по проведению контрольных проверок представители счетной палаты наделены правом свободного доступа в любые помещения и к подлинным бухгалтерским документам муниципальных предприятий, а также могут требовать представления необходимых им разъяснений и дополнительной информации. Контролируемый субъект обязан обеспечить свободу в получении информации и документации, а также создать необходимые для проведения контроля условия.
Доводы кассационной жалобы о том, что Счетная палата не может осуществлять проверку порядка расходования доходов, которые получены унитарным предприятием от предпринимательской деятельности были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Кроме того, МУП СМИ "Студия Факт" не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что при проведении проверки действиями должностных лиц Счетной палаты были допущены нарушения прав и законных интересов унитарного предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает, что арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 12.03.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-4377/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июля 2007 г. N Ф04-4283/2007(35700-А81-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании