Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 июля 2007 г. N Ф04-4732/2007(36315-А70-13)
(извлечение)
Прокурор Тюменской области обратился с иском к администрации г. Тобольска и открытому акционерному обществу "Тюменский расчетно-информационный центр" (ОАО "ТРИЦ") о признании недействительным (ничтожным) договора на оказание услуг по расчету субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг от 01.04.2006, заключенного между ответчиками.
В обоснование иска прокурор сослался на то, что оспариваемый договор противоречит действующему законодательству, регламентирующему порядок определения размера субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, порядок их предоставления и исчисления.
Решением от 29.01.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.04.2007, исковые требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу, что правом решения вопросов о предоставлении субсидий, и их расчета наделены органы местного самоуправления или управомоченные ими муниципальные учреждения, к которым ОАО "ТРИЦ" не относится. Следовательно, обществу не могут быть переданы функции, указанные в качестве предмета спорного договора.
Кроме того, сослался на заключение оспариваемого договора с нарушением положений ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (без проведения конкурса).
С принятыми судебными актами не согласно ОАО "ТРИЦ".
В кассационной жалобе ссылается на то, что оспариваемым договором не предусмотрено наделение ОАО "ТРИЦ" функциями, связанными с расчетом размера субсидий. По мнению заявителя, в данном случае правоотношения складываются между гражданином и уполномоченным органом, предоставляющим субсидий. ОАО "ТРИЦ" только передает администрации г. Тобольска реестр граждан с указанием сумм рассчитанных субсидий. Оспариваемый договор является гражданско-правовой сделкой, заключенной в рамках главы 39 Гражданского кодекса, который не затрагивает административные правоотношения между гражданином и уполномоченным органом при предоставлении и расчете субсидий.
Считает, что по договору возмездного оказания услуг ОАО "ТРИЦ" заказало данные услуги для себя. Поэтому общество не выполняет функции и полномочия администрации г. Тобольска в части расчета размера субсидий.
Ссылается на заключение договора по результатам проведенного 16.05.2006 конкурса. Несовпадение даты заключения договора (ранее даты проведения конкурса) считает технической ошибкой, что подтверждается журналом регистрации договора ОАО "ТРИЦ".
На основании изложенного заявитель жалобы просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Прокуратура считает судебные акты законными и обоснованными.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, 01.04.2006 между администрацией г. Тобольска и ОАО "ТРИЦ" заключен возмездный договор на оказание услуг по расчету субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, по условиям которого администрация города поручает, а ОАО "ТРИЦ" принимает на себя обязательства от своего имени совершать следующие действия: произвести расчет суммы субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, собственникам и нанимателям жилых помещений, имеющим право на получение субсидий в соответствии с действующим законодательством РФ; информировать получателей субсидий о сумме начисленных субсидий; проводить консультирование граждан по вопросам начисления субсидий на оплату ЖКУ; предоставлять в администрацию реестр с указанием сумм начисленных субсидий по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему договору.
В соответствии с условиями договора от 01.04.2006 года администрация г. Тобольска за оказанные услуги выплачивает ОАО "ТРИЦ" вознаграждение в размере 241667,67 руб. в месяц и НДС в размере 36864,41 руб. путем перечисления на расчетный счет ОАО "ТРИЦ" на основании акта об оказанных услугах, всего 2900000 руб. в год включая НДС.
Конкретные обязанности ОАО "ТРИЦ" изложены в разделе 2 договора.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан согласно пункту 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации регулируется Правительством Российской Федерации.
В целях реализации требований данной нормы Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 7 указанных Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
На основании пункта 8 Правил для получения субсидии граждане, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением необходимых документов.
В пункте 42 Правил указано, что уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренными пунктами 8 и 9 настоящих Правил.
Дав оценку оспариваемому договору на предмет соответствия его предмета Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд обоснованно пришел к выводу, что уполномоченными органами, ответственными за прием документов, принятие решения о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, расчете размера субсидий являются только органы местного самоуправления или управомоченными ими муниципальные учреждения. ОАО "ТРИЦ" не является муниципальным учреждением, поэтому суд правомерно указал, что действующим законодательством органам местного самоуправления не предоставлено право по делегированию таких полномочий юридическому лицу, являющемуся коммерческой организацией.
Возложение на основании договора от 01.04.2006 на ОАО "ТРИЦ" обязательств по приему документов от граждан, расчету размера субсидий, правомерно признано судом не соответствующим законодательству.
Довод заявителей жалоб о том, что ОАО "ТРИЦ" по оспариваемому договору не были переданы полномочия по расчету размера субсидий гражданам, не соответствуют содержанию договора (пункт 2.1.3 договора).
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 168 Гражданского кодекса, суд обоснованно признал оспариваемую сделку не соответствующей действующему законодательству.
При таких условиях кассационная инстанция считает, что судом были выяснены все обстоятельства дела, нормы права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 29.01.2007 и постановление апелляционной инстанции от 01.04.2007 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-8663/32-2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 июля 2007 г. N Ф04-4732/2007(36315-А70-13)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании