Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 июля 2007 г. N Ф04-3732/2007(35081-А45-9)
(извлечение)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Новосибирский механический завод "Искра" (далее - ФГУП НМЗ "Искра") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области (далее - Управление регистрационной службы) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 15.02.2005 N 41352 и об обязании зарегистрировать договор земельного участка.
Заявленные требования мотивированы ссылкой на неправомерность отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка, на нарушение прав ФГУП НМЗ "Искра".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены: департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска, мэрия г. Новосибирска, Главное управление архитектуры и градостроительства г. Новосибирска.
Решением от 28.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2007, арбитражный суд удовлетворил требования в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление регистрационной службы, ссылаясь на нарушение судом норм материального и норм процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Управление регистрационной службы указывает на то, что заявление ФГУП НМЗ "Искра" не содержит ссылок на законы или иные нормативные акты, в нарушении которых произведен отказ в государственной регистрации договора аренды земельного участка; выводы суда не основаны на нормах действующего законодательства. Податель жалобы считает, что в связи с непредставлением документов, свидетельствующих о процедуре предоставления земельного участка в аренду, отказ произведен правомерно.
В судебном заседании представитель Управления регистрационной службы повторил доводы и поддержал требования, изложенные в кассационной жалобе.
ФГУП НМЗ "Искра", извещенное надлежащим образом о судебном разбирательстве по кассационной жалобе, не обеспечило явку своего представителя в заседание суда и не представило отзыв в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ФГУП НМЗ "Искра".
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и норм процессуального права при разрешении данного спора, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения мэрии г. Новосибирска от 05.11.2004 N 6220-р в арендное пользование сроком на два года ФГУП НМЗ "Искра" предоставлены земельный участок площадью 0,3828 га для завершения строительства жилого дома по ул. Магистральной в Калининском районе и земельные участки площадью 0,0157 га и 0,0167 га для организации строительства жилого дома по ул. Магистральной в Калининском районе.
В соответствии с указанным распоряжением между департаментом земельных и имущественных отношений г. Новосибирска и ФГУП НМЗ "Искра" был заключен договор от 15.02.2005 N 41352 аренды земельного участка площадью 3828 кв. метров с кадастровым номером 54:35:111110:0048 для завершения строительства жилого дома по ул. Магистральной.
Во исполнение принятого обязательства ФГУП НМЗ "Искра" обратилось в Управление регистрационной службы за проведением государственной регистрации договора аренды от 15.02.2005 N 41352.
Уведомлением от 14.09.2005 N 01/177/2005-305, 306 Управление регистрационной службы сообщило о приостановлении государственной регистрации в связи с необходимостью предоставления дополнений и изменений в устав с отметкой о регистрации в установленном законом порядке; документа, подтверждающего полномочия руководителя ФГУП НМЗ "Искра" на момент подписания договоров от 15.12.2005 и доверенности от 11.08.2005; а также документов, подтверждающих соблюдение порядка предоставления земельного участка для строительства в соответствии со статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Сообщением от 24.10.2005 N 01/177/2005-305 Управление регистрационной службы известило об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с тем, что не представлены необходимые документы, а именно, документы, подтверждающие соблюдение порядка предоставления земельного участка для строительства в соответствии со статьями 30-32, 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
ФГУП НМЗ "Искра", считая отказ в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 15.02.2005 N 41352 несоответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, признав незаконным отказ в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 15.02.2005 N 41352.
Суд кассационной инстанции считает возможным признать выводы суда правильными.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации.
Пунктами 1, 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные документы отвечают требованиям, установленным статье 18 названного Закона, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документы, представленные для регистрации должны быть надлежащим образом оформлены, а также должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП; дополнительные документы могут быть истребованы регистрирующим органом, если правоустанавливающие и другие приложенные документы содержат неясности, несоответствие или другие недостатки, которые могут быть устранены представлением дополнительных документов.
В соответствии с порядком проведения государственной регистрации, определенным статьей 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", регистрирующий орган осуществляет правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов, в результате которой проверяет юридическую силу правоустанавливающих и других документов, устанавливая действительность поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества.
Материалами дела подтверждается и не отрицается Управлением регистрационной службы тот факт, что ФГУП НМЗ "Искра" для регистрации договора аренды земельного участка представило все необходимые документы, указанные в статьях 17, 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно, договор аренды земельного участка, план границ земельного участка, кадастровый план земельного участка, распоряжение мэрии г. Новосибирска от 05.11.2004 N 6220-р.
Согласно пункту 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Представленный для регистрации договор аренды земельного участка от 15.02.2005 N 41352 заключен на основании распоряжения мэрии г. Новосибирска от 05.11.2004 N 6220-р, не признанного недействительным в установленном законом порядке. Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих уполномоченные органы в принимаемых ими ненормативных правовых актах указывать сведения о порядке предоставления земельных участков.
Управление регистрационной службы, отказывая в государственной регистрации договора аренды земельного участка на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не указало, какой статьей названного Федерального закона установлена обязанность представления решения о предварительном согласовании мест размещения объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Установленные обстоятельства подтверждают, что решение о предоставлении земельного участка для строительства - распоряжение мэрии г. Новосибирска от 05.11.2004 N 6220-р, было предоставлено в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации спорного договора аренды земельного участка.
С учетом изложенного, отказ Управления регистрационной службы в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 15.02.2005 N 41352 не соответствует статьям 13, 17, 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поэтому правомерно признан судом незаконным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов суда, отклоняются как несостоятельные.
При проверке материалов дела суд кассационной инстанции не выявил неправильного применения судом норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 284, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.08.2006 и постановление апелляционной инстанции от 14.02.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-3904/06-37/4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 июля 2007 г. N Ф04-3732/2007(35081-А45-9)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании