Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 декабря 2006 г. N Ф04-8458/2006(29469-А03-8)
(извлечение)
Алтайское краевое государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей "Алтайкрайэнерго" (далее Алтайкрайэнерго) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Министерству финансов РФ (далее Минфин РФ), Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края (далее краевой Комитет по финансам) о взыскании убытков в сумме 6028,90 руб., понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии во исполнение Указа Президента РФ "О мерах социальной поддержки многодетных семей" в 2005 году.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Крутихинского района Алтайского края (далее районный Комитет по финансам).
Исковые требования мотивированы ссылками на статью 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Минфин РФ считал исковые требования необоснованными, указывал на то, что в исковом заявлении не содержится пояснений, каким именно государственным органом нарушены права истца, в чем выражена вина и в чем заключается противоправное деяние, не установлена причинная связь между деянием и наступившими последствиями.
Краевой Комитет по финансам ссылался на то, что в краевом бюджете на 2005 год расходы на финансирование льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Указом Президента РФ "О мерах социальной поддержки многодетных семей" не предусмотрены, федеральным законодательством источник компенсации таких льгот не определен.
Районный Комитет по финансам в отзыве на исковое заявление подтвердил сумму задолженности 6028,90 руб. Ссылался на то, что в бюджете района на 2005 год возмещение расходов на предоставление льгот многодетным семьям не предусмотрено, так как отсутствует порядок и условия возмещения таких расходов.
Решением от 04.08.2006 Арбитражный суд Алтайского края исковые требования удовлетворил в полном объеме за счет казны Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В настоящей кассационной жалобе Управление федерального казначейства по Алтайскому краю на основании доверенности Минфина РФ предлагает решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Ссылается на то, что истцом не представлено доказательств противоправности в действиях (бездействии) Минфина РФ, наличие виновности и причинной связи между действиями Минфина РФ и наступившими последствиями.
На кассационную жалобу представлен отзыв, где Алтайкрайэнерго указывает на необоснованность доводов кассационной жалобы УФК, принятое по делу решение считает основанным на полном исследовании всех обстоятельств по делу и надлежащим образом мотивированным и полагает, что оснований для его отмены не имеется.
Законность состоявшегося по делу решения проверена в соответствии со статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены либо изменения решения Арбитражного суда Алтайского края от 04.08.2006 не имеется.
Заявив требование о возмещении убытков, истец ссылался на те обстоятельства, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в 2005 году предоставлял многодетным семьям льготы по оплате электроэнергии в размере 30%, понесенные в связи с этим расходы в размере 6028,90 руб., истцу возмещены не были.
Рассматривая возникший между сторонами спор, арбитражный суд правомерно посчитал требования истца подлежащими удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей установлены скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
В пункте 3 названного Указа Министерству финансов Российской Федерации поручено совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
В соответствии с пунктом 2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации N 51 и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 1-2359-18 от 29.06.1992 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" предоставление многодетным семьям скидок по оплате за пользование электроэнергией производится за счет местных бюджетов.
Вместе с тем вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим.
Иными правовыми актами порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных льгот не установлен. Отсутствие названного Порядка не может являться основанием для возложения расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных Указом Президента РФ, на коммерческую организацию за счет ее собственных средств. Таким основанием не может являться и отсутствие бюджетного финансирования.
Арбитражный суд Алтайского края обоснованно исходил из того, что вопрос о распределении соответствующих расходов между бюджетами всех уровней до настоящего времени не урегулирован, поэтому затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренным пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации, должны компенсироваться за счет казны Российской Федерации.
Ссылки Минфина РФ на недоказанность противоправности и виновности его действий нельзя признать обоснованными.
Противоправность поведения ответчика в данном случае заключалась в уклонении государства от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, понесенных истцом в связи с реализацией Указа Президента РФ, которое выражено в том, что при утверждении федерального бюджета не были предусмотрены в необходимом объеме средства для компенсации установленных государством льгот.
В соответствии со статьями 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, причем согласно статье 1071 названного Кодекса в этом случае от имени казны выступает соответствующий финансовый орган.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Алтайского края принял правильное решение об удовлетворении исковых требований за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ в связи с неисполнением государством своих обязанностей по компенсации затрат истцу, при этом суд исходил из того, что в 2004 году понесенные истцом расходы от предоставления льгот в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" составили 6028,90 руб.
Оснований считать эти выводы арбитражного суда неправильными у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку названные истцом обстоятельства и расчеты подтверждены надлежащими доказательствами - реестрами сведений о предоставлении льгот и актами приемки оказанных услуг, проверенными и подписанными Отделом по социальной защите населения администрации Крутихинского района, счет-фактурами.
Таким образом, нарушений норм права при принятии обжалуемого судебного акта, на которые ссылается ответчик в настоящей кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Решение от 04.08.2006 по делу N А03-4096/06-15 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 декабря 2006 г. N Ф04-8458/2006(29469-А03-8)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании