Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 марта 2007 г. N Ф04-1267/2007(32319-А46-14)
(извлечение)
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюкалинском районе Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Г. о взыскании штрафа в размере 136,8 руб. предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.11.2006 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюкалинском районе Омской области просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, устанавливающих обязанность представления сведений для всех категорий страхователей, в том числе и для предпринимателей, не являющихся работодателями.
Отзыв на жалобу не поступил.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения арбитражного суда, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки своевременности представления главой крестьянского (фермерского) хозяйства Г. сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета, Управление ПФ установило факт непредставления указанных сведений, о чем составлен акт от 30.05.2006 N 132 и вынесено решение от 27.06.2006 N 88 о привлечении к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 136,8 руб. на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Поскольку требование от 27.06.2006 N 88 об уплате штрафа в добровольном порядке главой крестьянского (фермерского) хозяйства Г. не было исполнено, Управление ПФ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленного требования, полагая, что срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (не позднее 1 марта), для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, законодательно не установлен.
Суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральным законом N 27-ФЗ установлено, что как страхователь, так и физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляют предусмотренные подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 настоящего закона сведения в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующих случаях и в порядке (статьи 9, 10 настоящего Закона).
Так, в силу пунктов 1, 2 статьи 10 Закона N 27-ФЗ физическое лицо. самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 Закона, в следующих случаях и порядке:
- при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования - в сроки, устанавливаемые Пенсионным фондом Российской Федерации;
- при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;
- при снятии с учета в качестве страхователя;
- при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, соответствующие сведения передаются им в течение месяца со дня изменения указанных сведений.
Также согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом застрахованном лице; физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Таким образом, указанным Законом предусмотрены различные перечни сведений, представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также различные порядок и условия их представления как страхователями, так и физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
При этом настоящим Законом срок для представления физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, указанных сведений не установлен.
Во исполнение положений статьи 19 Закона N 27-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в пункте 38 которой установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа.
Оставляя без удовлетворения кассационную жалобу, суд кассационной инстанции исходит из того, что в данном случае Управление ПФ ни в акте проверки, ни в решении о привлечении к ответственности в нарушение статьи 100, пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не изложило обстоятельства совершения правонарушения, а именно, не указало за непредставление каких конкретных сведений и в качестве какого субъекта (страхователя или физического лица, самостоятельно уплачивающего взносы) глава крестьянского (фермерского) хозяйства Г. привлекался к ответственности, а также не отразило документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства указанного правонарушения.
При этом материалы дела не содержат доказательств отсутствия или наличия у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Г. работающих застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта об отказе во взыскании штрафа.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 17.11.2006 по делу N А46-13470/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 марта 2007 г. N Ф04-1267/2007(32319-А46-14)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании