Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 марта 2007 г. N Ф04-1246/2007(32051-А70-22)
(извлечение)
Федеральное государственное учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" в лице филиала по Уральскому федеральному округу (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным отказа Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам (далее - регистрирующий орган), оформленного сообщением от 17.04.2006 N 01/026/2006-280/237, в государственной регистрации права оперативного управления Агентства на объект недвижимости - нежилое строение, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Ленина, 24, а также об обязании последнего зарегистрировать право оперативного управления на указанный объект недвижимости.
Решением от 19.09.2006 арбитражного суда в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности на объект, переданный в оперативное управление.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.11.2006 решение оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Агентство в кассационной жалобе просит отменить состоявшиеся судебные акты и заявление удовлетворить. Полагает, что регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемый в оперативное управление объект недвижимости не требуется, поскольку оно возникло в силу закона на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1.
В настоящее время регистрация права федеральной собственности на объект невозможна, так как Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", приостановивший регистрацию федеральной собственности на объекты культурного наследия, был принят позднее Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации).
Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам в отзыве на кассационную жалобу возражает против отмены состоявшихся судебных актов, полагая, что суд сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, и не допустил нарушений норм материального и процессуального права.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения от 19.09.2006 и постановления апелляционной инстанции от 27.11.2006 арбитражного суда по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены, исхода из следующего,
В соответствии с Распоряжением Министерства культуры Российской Федерации и Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 22.12,2000 N 429/1367-р нежилое строение, расположенное по адресу; г. Тюмень, ул. Ленина, 24, передано Федеральному государственному учреждению культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" в лице филиала по Уральскому федеральному округу на праве оперативного управления.
Со ссылкой в качестве правоустанавливающего документа на данное распоряжение, Агентство 14.02,2006 обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права оперативного управления на указанный объект. Сообщением от 17.04.2006 N 01/026/2006-280/237 в регистрации было отказано со ссылкой на пункт 1 статьи 20 Закона о регистрации.
В качестве оснований отказа указано, что для регистрации названного права оперативного управления необходима регистрация ранее возникшего права Российской Федерации; заявителем не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а именно: выписка из государственного реестра юридических лиц по состоянию на 2006 год; распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 03.08.2005 N 1795-р "О признании не подлежащими применению Распоряжений Министерства имущественных отношений Российской Федерацию" распоряжение Министерства культуры и Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 429/1367-р от 22.12.2000 было признано не подлежащим применению, в связи с чем отмененное распоряжение не может являться основанием для регистрации заявленного права оперативного управления.
Полагая решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации прав соответствующего органа могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Пунктом 1 статьи 17 и пунктом 1 статьи 20 Закона о регистрации установлены, соответственно, перечни оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отказе в государственной регистрации прав.
Согласно пункту 2 статьи 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено приостановление регистрации права федеральной собственности, права собственности субъектов Российской Федерации либо органа местного самоуправления на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, впредь до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Согласно статье 65 указанного Федерального закона он вступил в силу со дня официального опубликования - 29.06.2002.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в государственной регистрации права оперативного управления Агентства на объект недвижимого имущества, исходил из того, что отсутствуют доказательства наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект, а также из положений пункта 2 статьи 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", установившей временный запрет на государственную регистрацию прав.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о регистрации вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество представитель юридического лица предъявляет учредительные документы юридического лица.
Между тем заявителем не были представлены выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 2006 год.
Апелляционная инстанция, согласившись с указанными выводами суда первой инстанции, оставила решение без изменения.
Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями полно и всесторонне исследованы представленные сторонами в подтверждение доводов и возражений доказательства и сделан правильный вывод о том, что нарушений закона при принятии обжалуемого решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество регистрирующим органом не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 19.09.2006 и постановление апелляционной инстанции от 27.11.2006 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-4753/25-2006 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 марта 2007 г. N Ф04-1246/2007(32051-А70-22)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании