Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 апреля 2007 г. N Ф04-1049/2007(33159-А70-43)
(извлечение)
Постановление изготовлено в полном объеме 9 апреля 2007 г.
Открытое акционерное общество "Сибкомплектмонтаж" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (далее по тексту - Территориальное управление Росфинандзора в Тюменской области) о признании незаконными и отмене постановлений от 27.02.2006 N 71-06/69М, N 71-06/70М о привлечении к административной ответственности за совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что Общество не имело возможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, поскольку своевременно оформило и направило справки о стоимости выполненных работ контрагенту для рассмотрения и утверждения.
По мнению Общества, датой принятия выполненных работ является не дата составления формы КС-3, а дата - 05.06.2006, указанная в письме контрагента по договору о направлении Обществу утвержденной справки формы КС-3. Паспорт сделки открыт сразу по поступлению первой выручки, а, следовательно, не позднее осуществления первой валютной операции согласно пункту 3.14 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформление паспортов сделок" (далее по тексту - Инструкция от 15.06.2004 N 117-И).
Решением от 08.09.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.11.2006 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Принимая указанное решение, суд исходил из того, что исполнение Обществом обязательств по контрактам в виде выполнения части работ подтверждены справками о стоимости выполненных работ (форма КС-3), на основании которых Обществом выставлены к оплате контрагентом счета-фактуры. Дата подписания справок формы КС-3 контрагентом не имеет значения, поскольку работы фактически выполнены, что свидетельствует об исполнении Обществом обязательств по контрактам.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты, как принятые с нарушением норм материального права. Считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и просит принять новое решение о признании незаконными постановлений Территориального управления Росфиннадзора в Тюменской области от 27.07.2006 N 71-06/69М, N 71-06/70М о привлечении к административной ответственности.
По мнению Общества, не имея документов, подтверждающих иное исполнение обязательств по контрактам, оно оформило паспорт сделки в срок не позднее осуществления первой валютной операции по контракту согласно пункту 3.14 Инструкции от 15.06.2004 N 117-И.
Отзыв на кассационную жалобу Территориальным управлением Росфиннадзора в Тюменской области до начала судебного заседания не представлен.
В судебном заседании представитель Территориального управления Росфиннадзора в Тюменской области не согласился с доводами кассационной жалобы и просил оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Обществом и нерезидентом "Салым Петролеум Девелопмент Н.В." (Нидерланды) заключены договоры на выполнение строительных и пуско-наладочных работ от 28.12.2005 N MOS/05/0585. от 01.11.2005 N MOS/05/0533.
За январь и февраль Обществом выполнена часть работ по указанным договорам, что оформлено справками о стоимости выполненных работ (форма КС-3) от 31.01.2006 и от 28.02.2006.
Паспорт сделки по контракту от 28.12.2005г. N MOS/05/0585 оформлен Обществом в апреле 2006 года, а по контракту от 01.11.2005 N MOS/05/0533 - в марте 2006 года.
Должностным лицом Территориального управления Росфиннадзора в Тюменской области 17.07.2006 составлены два протокола по делу об административном правонарушении (дела N 71-06/69, N 71-06/70), из которых следует, что Общество нарушило установленные единые правила оформления паспортов сделок, административная ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения вышеуказанных протоколов временно исполняющим обязанности руководителя Территориального управлением Росфиннадзора в Тюменской области в отношении Общества были вынесены постановления от 27.07.2006 N 71-06/70М, N 71-06/69М, согласно которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 руб. по каждому из постановлений за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Не согласившись с указанными постановлениями, Общество обратилось в суд с заявлением об их оспаривании.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и информации установлен в Положении Банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее по тексту - Положение от 01.06.2004 N 258-П).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Положения от 01.06.2004 N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, предусмотренном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, подтверждающие факт оказания услуг, одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
В силу пункта 2.4 вышеуказанного Положения справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы резидент представляет в банк ПС в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту были оформлены документы, подтверждающие оказание услуг.
Согласно части 1 статьи 19 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
Порядок оформления паспорта сделки предусмотрен в Инструкции Центрального банка РФ от 15.06.2004 N 117-И.
В соответствии с пунктом 3.14 указанной Инструкции для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 3.5 Инструкции, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).
По смыслу данной нормы момент оформления паспорта сделки связан с началом исполнения обязательств по контракту. При этом в указанном пункте осуществление первой валютной операции выделено как один из способов исполнения контракта.
Таким образом, обязанность по оформлению паспорта сделки возникает не позднее дня исполнения контракта в любой форме. Иное толкование не согласуется с задачами валютного контроля.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Обществом 31.01.2006 исполнено обязательство по договору от 01.11.2005 N MOS/050533 и 28.02.2006 по договору от 28.12.2005 N MOS/05/0585, что подтверждается составленными справками о стоимости выполненных работ и затрат от 31.01.2006 и 28.02.2006.
Территориальным управлением Росфиннадзора в Тюменской области установлено, что паспорта сделок по данным договорам Обществом должны быть оформлены 28.02.2006 (по договору от 28.12.2005 N MOS/05/0585) и 31.01.2006 (по договору от 01.11.2005 N MOS/05/0533).
Однако, документы на оформление паспортов сделок были представлены с нарушением срока - в марте 2006 и в апреле 2006.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 08.09.20006 и постановление апелляционной инстанции от 23.11.2006 вынесены законно и обоснованно, правовых оснований для его отмены у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений судом норм материального и процессуального права судом кассационной инстанции не установлено.
Изложенные в кассационной жалобе доводы Общества направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть приняты судом кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 08.09.2006 и постановление апелляционной инстанции от 23.11.2006 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-6459/8-2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2007 г. N Ф04-1049/2007(33159-А70-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании