Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 апреля 2007 г. N Ф04-986/2007(31980-А45-15)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Новосибирскрыбхоз" (далее - ОАО "Новосибирскрыбхоз") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Новосибирской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 09.06.2006 N 22 в части начисления транспортного налога в сумме 122800 руб. и соответствующих сумм пени, штрафа.
Решением от 30.10.2006 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены со ссылкой на их правомерность.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что условием освобождения от обложения транспортным налогом является отнесение транспортного средства к промысловым судам согласно технической документации, согласно которой буксирные катера не подпадают под категорию транспортных средств, подлежащих освобождению от налогообложения в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации. Указывает на то, что налогоплательщиком не были представлены в ходе проверки доказательства использования им буксирных катеров в качестве промысловых судов, а исходя из целей эксплуатации указанных катеров, нельзя сделать вывод об использовании их в целях осуществления рыболовства. Отмечает, что Законом Новосибирской области от 16.10.2003 N 142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области" льгот организациям по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, охотничьего и рыбного промыслов в отношении данных транспортных средств (катеров) не установлено. Просит дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу от ОАО "Новосибирскрыбхоз" в суд не поступил.
В судебном заседании представитель ОАО "Новосибирскрыбхоз" отклонила доводы жалобы, считая их несостоятельными, а решение суда - законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, заслушав представителя заявителя, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки, решением от 30.06.2006 N 22 ОАО "Новосибирскрыбхоз", в числе прочего, (применительно к предмету спора) привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату транспортного налога. Данным решением ОАО "Новосибирскрыбхоз" доначислен транспортный налог за 2004-2005 годы в сумме 122800 руб. и соответствующие пени.
Основанием для принятия оспариваемого решения в данной части послужило неправомерное, по мнению налогового органа, занижение транспортного налога в отношении буксирных катеров.
Не согласившись с указанным решением в части доначисления транспортного налога, ОАО "Новосибирскрыбхоз" оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд пришел к выводу, что буксирные катера используются Обществом для ловли рыбы, следовательно, относятся к промысловым речным судам, которые в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения.
Кассационная инстанция, поддерживая суд первой инстанции, исходит из обстоятельств дела, установленных судом, и следующих норм материального права.
Плательщиками транспортного налога согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются физические лица и организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения промысловые морские и речные суда.
Судом установлено, что согласно Устава ОАО "Новосибирскрыбхоз" основным видом деятельности предприятия является рыболовство, переработка, хранение уловов водных биоресурсов и продуктов для их переработки.
На балансе предприятия числятся транспортные средства: буксирный катер БМК-130М - 8 единиц, буксирный катер пр. - 1606 - 6 единиц, буксирный катер Беломорск, которые используются обществом для ловли рыбы.
Данный вывод суда основан на исследовании представленных в материалы дела доказательств, в том числе приказа от 18.05.2005 N 60, корешков разрешений на право добычи рыбы и письма ФГУ "Государственная инспекция безопасности плавания флота рыбного хозяйства Обь-Иртышского бассейна" от 25.09.2006 N 3-12.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В нарушение пункта 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не представил доказательств того, что буксирные катера используются обществом в иных целях, не предусмотренных его учредительными документами.
В соответствии с пунктом 15 статьи 1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" рыбопромысловые суда - суда, используемые для осуществления рыболовства, в том числе суда для приемки, переработки, перегрузки, транспортировки, хранения уловов водных биоресурсов и продуктов их переработки, а также для снабжения топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что использование в производственной деятельности спорных буксирных катеров является необходимым условием осуществления технологического процесса, является обоснованным.
Ссылка налогового органа на свидетельство о годности к плаванию N 7080, 7079, 6793, 6787, 5119, 5120, 2187, 2289, т/х Буревестник, т/х Альбатрос, т/х Боевой, т/х Быстрый, в которых указан тип и назначение - буксирный, кассационной инстанцией отклоняется как основание к отмене судебного акта, поскольку назначение "буксирный" не означает, что данное транспортное средство не относится к промысловым.
Арбитражный суд первой инстанции правомерно указал, что при возникших спорных правоотношениях для признания использования речных судов в качестве промысловых, используемых для вылова рыбы, правовое значение будет иметь вид деятельности общества, в данном случае, рыболовство.
Таким образом, вывод суда первой инстанции соответствует установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и законодательству о налогах и сборах.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика, с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Новосибирской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
Исполнительный лист в соответствии с пунктом 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдается арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.10.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-15636/2006-41/421 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Новосибирской области государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2007 г. N Ф04-986/2007(31980-А45-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании