Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 мая 2007 г. N Ф04-3513/2007(34861-А03-34)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным приказа N 2117 от 18.08.2006 и обязании принять решение о финансировании предупредительных мер.
Решением oт 04.12.2006 Арбитражного суда Алтайского края требования удовлетворены Постановлением, апелляционной инстанции от 13.02.2007 решение oт 04.12.2006 оставлено без изменения
В кассационной жалобе государственное учреждение - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации просит судебные акты отменить, делo направить на новое рассмотрение. Считает требования не подлежащими удовлетворению, поскольку заявление подано от имени структурного подразделения, в котором по состоянию на 01.01.2006 отсутствовали работники, следовательно, отказ в частичном финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний paботников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в 2006 году, является правомерным
ОАО "Российские железные дороги" считает судебные акты законными и обоснованными по основаниям изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения суда первой инстанции и постановления кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, отзыва, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела. 20.07.2006 Алтайская дирекция по обслуживанию пассажиров - структурное подразделение Западно-Сибирской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров структурного подразделения Федеральной пассажирской дирекции - филиала ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о частичном финансировании обособленного подразделения - Алтайской дирекции в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников согласно представленному плану финансирования за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В заявлении в качестве обособленного подразделения была указана Алтайская дирекция.
Государственное учреждение Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации Приказом от 18.08.2006 N 2117 в удовлетворении заявления отказало ввиду отсутствия финансово-хозяйственной деятельности и начисленных страховых взносов за 2005 год.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд обеих инстанций, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что заявление подано от имени ОАО "Российские железные дороги", которое в свою очередь является и страхователем, перечислявшим страховые взносы на обязательное страхование.
Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, считает их законными и обоснованными, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из установленных обстоятельств в дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе: обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 17 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда.
Подпунктом 1 пункт 1 статьи 14 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" Фонду социального страхования Российской Федерации в 2006 году разрешено принимать решения о направлении страхователем сумм страховых взносов на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Порядок и условия частичного финансирования мер по сокращению производственного травматизма в 2006 году определены в приказе Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.05.2006 N 390 "Об утверждении правил финансирования в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".
Финансирование предупредительных мер осуществляется страхователем соответственно суммам страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации в 2006 году (в период с 1 января по 31 декабря 2006 года).
В силу статьи 3 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователем является юридическое либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Исходя из положений названных норм права, арбитражный суд пришёл к правильному выводу о том, что страхователем в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в данном случае является юридическое лицо открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Вместе с тем, суд правомерно учел, что в соответствии со статьей 6 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ юридические лица, имеющие обособленные подразделения с отдельным балансом, расчетным счетом и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, обязаны осуществить регистрацию в исполнительных органах ФСС РФ по месту нахождения таких обособленных подразделений.
Судом установлено, что Приказом ОАО "Российские железные дороги" от 28.09.2003 N 8п в составе филиала ОАО "Российские железные дороги" Западно-Сибирской железной дороги создано структурное подразделение Западно-Сибирская дирекция по обслуживанию пассажиров, а в составе последнего - структурное подразделение Алтайская региональная дирекция по обслуживанию пассажиров.
Как следует из п.п. 1.1, 1.5 Положения об Алтайской региональной дирекции она не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность от имени ОАО "Российские железные дороги".
С 16.10.2001 ОАО "Российские железные дороги" зарегистрировано в ФСС в качестве страхователя по месту нахождения Алтайской региональной дирекции с присвоением дополнительного кода 2204213602 к основному регистрационному номеру.
Приказом ОАО "Российские железные дороги" от 21.06.2005 N 90 в составе филиала ОАО "Российские железные дороги" Федеральной пассажирской дирекции было создано структурное подразделение Западно-Сибирская региональная дирекция по обслуживанию пассажиров, а в сое шве последнего создано структурное подразделение Алтайская дирекция по обслуживанию пассажиров.
Согласно п.п. 1.1, 1.3 Положения об Алтайской дирекции она не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность от имени ОАО "Российские железные дороги".
С 27.05.2005 ОАО "Российские железные дороги" зарегистрировано в ФСС в качестве страхователя по месту нахождения Алтайской дирекции с присвоением дополнительного кода 220009889 к основному регистрационному номеру.
Приказом ОАО "Российские железные дороги" от 17.08.2005 N 120 структурное подразделение Западно-Сибирская дирекция по обслуживанию пассажиров, вместе с входящим в его состав структурным подразделением Алтайская региональная дирекция по обслуживанию пассажиров были упразднены. Приказом ОАО "Российские железные дороги" от 18.08.2005 N 123 данный пункт приказа от 17.08.2005 N 120 вводится в действие после подписания актов приема-передачи имущества и обязательств пассажирского комплекса дальнего следования железных дорог на баланс Федеральной пассажирской дирекции.
Между Алтайской региональной дирекцией и Алтайской дирекцией подобный акт приема-передачи был подписан 30.06.2006. Все работники, ранее числившиеся в Алтайской региональной дирекции, на основании приказа Алтайской региональной дирекции от 25.04.2006 N 216 с 01.07.2006 были переведены в Алтайскую дирекцию.
Судом установлено, что в связи с передачей имущества, а также переводом всех работников в Алтайскую дирекцию с 01.07.2006 ОАО "Российский железные дороги" как страхователь по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний продолжало уплачивать страховые взносы за работников, ранее работавших в Алтайской региональной дирекции и переведенных в Алтайскую дирекцию.
Судом также установлено, что обществом при подаче заявления о частичном финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма требования приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.05.2006 N 390 соблюдены в полном объеме.
В оспариваемом приказе не содержится указаний на недостоверность информации и дефекты представленных документов, а также на наличие у страхователя недоимки по уплате страховых взносов. Единственным основанием для отказа в выдаче разрешения явилось отсутствие начисления и перечисления в 2005 году страховых взносов структурным подразделением ОАО "Российские железные дороги" - Алтайской дирекцией. Правомерность исчисления суммы финансирования и порядок проведения предупредительных мероприятий не проверялись.
Лицом, подписавшим заявление о частичном финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, являлся начальник Алтайской дирекции С., действовавший на основании доверенности N 126 от 13.06.2006 на представление интересов ОАО "Российские железные дороги" с правом осуществлять, в частности, действия, по постановке структурного подразделения на учет во внебюджетных фондах по месту нахождения структурного подразделения, подписывать необходимые документы.
Отсутствие у структурного подразделения общества (Алтайской дирекции) финансово-хозяйственной деятельности и начисленных страховых взносов за 2005 год не может являться причиной для отказа в частичном финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, поскольку указанные страховые взносы за тех же работников уплачивались через другое структурное подразделение - Алтайскую региональную дирекцию.
Исходя из указанных обстоятельств, арбитражный суд сделал правильный вывод, что ОАО "Российские железные дороги" имеет право на частичное финансирование в 2006 году предупредительных мер как страхователя, стоящего на учете по месту нахождения своего структурного подразделения - Алтайской дирекции по обслуживанию пассажиров, по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет взносов в ФСС РФ, в связи с чем оспариваемый приказ обоснованно признан недействительным.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом, что недопустимо в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.12.2006 и постановление апелляционной инстанции от 13.02.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13225/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2007 г. N Ф04-3513/2007(34861-А03-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании