Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 июня 2007 г. N Ф04-3620/2007(34971-А03-34)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 февраля 2008 г. N Ф04-767/2008(191-А03-34)
Общество с ограниченной ответственностью "Нектон" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Барнаула (далее налоговый орган) о признании незаконным решения от 15.08.2006 N 47 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 118 169,76 руб. и обязании возместить указанную сумму налогоплательщику.
Решением от 23.01.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.03.2007 решение от 23.01.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Барнаула, ссылаясь на неправильное применение норм материального права (статьи 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации), просит судебные акты отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.
Общество с требованиями кассационной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность судебных актов, изучив доводы жалобы" отзыва, установил следующее,
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки общества с ограниченной ответственностью "Нектон" по вопросу обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов на основании декларации по налогу на добавленную стоимость за апрель 2006 года и документов, установленных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), налоговый орган вынес решение от 15.08.2006 N 47 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость.
Отказывая в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 4 930,40 руб., налоговый орган исходил из того, что у Западно-Сибирского филиала ООО "Российские железные дороги" отсутствовало право на включение в цену своих услуг налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов, поскольку в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса услуги, связанные с перевозкой товара на экспорт, подлежат обложению налогом по ставке 0 процентов.
По налогу в сумме 113 242,36 руб. налоговый орган поставил под сомнение легальность происхождения леса, поставщиком которого выступило ООО "Ресурс-С", поскольку предыдущий поставщик - ООО "Хентон" на налоговом учете не состоит.
Считая решение налогового органа в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 118 169,76 руб. незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьями 171, 172 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты, которые производятся на основании счетов-фактур, соответствующих требованиям статьи 169 Кодекса, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Из взаимосвязанных положений статей 164, 165 и 171-173 Кодекса следует, что налоговые вычеты предоставляются в отношении реальных хозяйственных операций с реальными товарами. При этом при решении вопроса о правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов учитываются не только наличие полного пакета документов, соответствующего требованиям статьи 165 Кодекса, подтверждающего факт реального экспорта и уплату налога на добавленную стоимость, но и результаты встречных проверок налоговым орланом достоверности, комплектности и непротиворечивости представленных документов, а также оценивается не только формальное соответствие представленных документов требованиям закона, но и действительное наличие тех обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс Российской Федерации связывает предоставление нрава на возмещение налога на добавленную стоимость.
Вывод налогового органа о необоснованном заявлении к вычету налога на добавленную стоимость в сумме 113 242,36 руб. по операциям приобретения продукции у ООО "Ресурс-С" основан на ответе ИФНС России N 36 по г. Москве о том, что ООО "Хентон" не состоит на налоговом учете.
Вместе с тем, как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, указанный ответ свидетельствует о том, что ООО "Хентон" состояло на налоговом учете в данном налогом органе до 02.07.2001, а затем его дело передано в ИФНС России N 41 г. Москва в связи с изменением границ территории, подведомственной налоговому органу. Также судом отмечено, что доказательств того, что ООО "Хентон" не состоит на налоговом учете в ИФНС России N 41 г. Москвы и не сдает отчетность, налоговым органом не представлено.
В данном случае в результате мероприятий налогового контроля налоговый орган не выявил иных обстоятельств, которые в совокупности свидетельствовали бы о согласованности действий общества и его контрагента, направленных на незаконное возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость.
При этом реальность хозяйственной операции между налогоплательщиком и ООО "Ресурс-С" подтверждена в ходе проведенной налоговым органом проверки. Также налоговым органом не оспаривается факт экспорта товара.
При указанных обстоятельствах, суд первой и апелляционной инстанции правомерно признал решение налогового органа от 15.08.2006 N 47 в указанной части незаконным.
В ходе проверки налоговым органом и судом установлено, что в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса в счетах-фактурах, выставленных Западно-Сибирским филиалом ОАО "Российские железные дороги", необоснованно определен налог на добавленную стоимость но ставке 18 процентов и нарушены требования статьи 169 Кодекса.
В соответствии с указанной нормой Налогового кодекса Российской Федерации обложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров на экспорт.
Положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса распространяются на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
Перечень услуг, облагаемых по ставке 0 процентов в соответствии с данной нормой, не является исчерпывающим. Налогообложению по этой ставке подлежат также иные подобные работы (услуги), критерий определения которых указан в абзаце 1 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса: непосредственная связь с производством и реализацией экспортируемых товаров.
Признавая недействительным решение налогового органа в указанной части, арбитражный суд исходил из того, что услуга, включенные в спорные счета-фактуры, не относятся к услугам, связанным с транспортировкой, погрузкой и перегрузкой экспортируемого товара. Это услуги и сборы, относящиеся к подготовительному этапу, предшествующему транспортировке и погрузке.
Вместе с тем, в апелляционной жалобе, налоговый орган, не соглашаясь с выводом суда первой инстанции, указывает на то, что включение сумм налога на добавленную стоимость по ОАО "РЖД" в "экспортную" декларацию свидетельствует о том, что налогоплательщик считает эти услуги связанными с реализацией товаров в таможенном режиме экспорта, в противном случае вычеты по этим суммам должны быть заявлены в декларации по "внутреннему", а не по "экспортному" налогу на добавленную стоимость, Кроме того, между ООО "Нектон" и ОАО "РЖД" заключен договор, который называется "О порядке расчетов за услуги по перевозке грузов". В приложении к нему определены расценки на каждую из услуг, будь то заполнение товаросопроводительных документов или подача -уборка вагонов. Таким образом, даже если эти услуги дословно не именуются перевозкой, согласно заключенному договору они являются одним из элементов комплекса перевозочных услуг, оказываемых ОАО "РЖД",
Однако в нарушение статей 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не дал оценку указанному доводу. Суд не проверил: приходились ли спорные услуга ОАО "Российские железные дороги" на груз, который был помещен или не был помещен под таможенный режим экспорта.
Учитывая изложенное, судебные акты в указанной части подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные недостатки, дать надлежащую правовую оценку доказательствам и рассмотреть спор в соответствии с действующим законодательством, с учетом фактических обстоятельств дела, доводов налогоплательщика и возражений налогового органа.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.01.2007 и постановление апелляционной инстанции от 26.03.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12154/2006-31 о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Барнаула от 15.08.2006 N 47 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 4 930,40 руб. отменить.
В данной части судебные акты по настоящему делу отправить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июня 2007 г. N Ф04-3620/2007(34971-А03-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании