Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 июня 2007 г. N Ф04-3825/2007(35177-А03-7)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Ребрихинский кирпичный завод" (далее - ЗАО "РКЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее - Отделение ФСФР) о признании незаконным и отмене постановления от 20.12.2006 N 680 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы отсутствием события административного правонарушения в связи с тем, что ЗАО "РK3" не обязано представлять ежеквартальную отчетность эмитента эмиссионных ценных бумаг в Отделение ФСФР.
Решением от 06.03.2007 Арбитражного суда Алтайского края требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Отделение ФСФР, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктов 5.1 и 5.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-5/пз-н, пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", а также несоответствие выводов, изложенных в решении от 06.03.2007, фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенный судебный акт отменить и принять новое решение об отказе ЗАО "РКЗ" в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Отделения ФСФР поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Пояснил, что юридическое лицо, образованное в порядке приватизации муниципального имущества и публично разместившее ценные бумаги, независимо от организационно-правовой формы обязано предоставлять отчеты эмитента эмиссионных ценных бумаг.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным. Доводы отзыва, в основном, сводятся к информации о предвзятом отношении к Обществу со стороны Отделения ФСФР, прокуратуры Ребрихинского района, затруднительном финансовом положении и отсутствии обязанности по предоставлению информации о ценных бумагах, выпущенных АООТ "Ребрихинский кирпичный завод".
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства о ценных бумагах 14.12.2006 прокурором Ребрихинского района Алтайского края в отношении ЗАО "РКЗ" возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, направленных прокуратурой Ребрихинского района Алтайского края, Отделением ФСФР вынесено постановление от 20.12.2006 N 680 о привлечении ЗАО "РКЗ" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб. за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, выразившегося в непредставлении в Региональное отделение ФСФР в срок до 14.11.2006 ежеквартального отчета эмитент эмиссионных ценных бумаг за 3 квартал 2006 года.
Полагая, что указанное постановление не соответствует закону, ЗАО "РКЗ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Алтайского края исходил из недоказанности Региональным отделением ФСФР события и состава вменяемого ЗАО "РКЗ" административного правонарушения: не представлены доказательства о правопреемстве Общества в отношении ценных бумаг АООТ, исходя из вида реорганизации; о факте публичною размещения Обществом какого-либо вида ценных бумаг, о регистрации ЗАО проспекта эмиссии ценных бумаг.
При этом суд указал, что поскольку акционерное общество открытого типа "РКЗ" 05.05.2006 было преобразовано в закрытое акционерное общество, правовое регулирование его деятельности осуществляется по правилам Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), согласно пункту 3 статьи 7 которого Общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения, в связи с чем на него не распространяются условия плана приватизации АООТ "РКЗ".
Данные выводы суда являются ошибочными, основанными на неправильном толкований норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуга по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Согласно статье 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (ежеквартальный отчет). Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала.
В силу части 2 статьи 19 Закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.
Частью 2 статьи 92 Закона N 208-ФЗ установлено, что обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в. случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Так, абзацем 4 пункта 5.1 "Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", утвержденного приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-5/пз-н (далее - Положение), предусмотрено, что обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчет распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, АООТ "РКЗ" было учреждено 05.11.1992 в порядке приватизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества". План приватизации АООТ "РКЗ", утвержден председателем Комитет по управлению имуществом Алтайского края 05.11.1992.
В силу абзаца 2 пункта 14 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 721 от 01.07.1992, и абзаца 5 подпункта 1 пункта 2 Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации, утвержденного постановление Правительства РФ от 04.08.1992 N 547 "О мерах по реализация Указа Президента РФ от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", утвержденный Комитетом по управлению имуществом план приватизации предприятия являлся проспектом эмиссии его акций.
Согласно плану приватизации 49 процентов акций Общества подлежали свободной продаже, то есть размещались среди заранее неопределенного круга лиц. Выпуск ценных бумаг АООТ "РКЗ" зарегистрирован Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края 20.11.1992, государственный регистрационный номер 1101-1п-56.
Факт непредставления в Региональное отделение ФСФР ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 3 квартал 2006 года в срок до 14.11.2006 ЗАО "РКЗ" не оспаривается.
При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда об отсутствии события вменяемого заявителю правонарушения, сделанный без анализа вышеприведенных норм материального нрава, нельзя признать обоснованным.
Ссылки суда на недоказанность Отделением ФСФР правопреемства ЗАО "РКЗ" в отношении ценных бумаг АООТ "РКЗ", исходя из вида реорганизации, несостоятельны.
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" при рассмотрении споров, связанных с преобразованием одного вида акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа, необходимо учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому требования, установленные пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ, пунктом 5 статьи 15 и статьей 20 Закона: о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества, - в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании по данному вопросу (статья 75 Закона).
Доводы суда о том, что на заявителя не распространяются условия плана приватизации АООТ "РКЗ", поскольку 05.05.2006 АООТ "РКЗ" преобразовано в ЗАО "РКЗ" и в силу пункта 3 статьи 7 Закона N 208-ФЗ не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения, также необоснованны.
Согласно пункту 5.3 Положения обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета прекращается на следующий день после опубликования в ленте новостей информации:
- о принятии (вступлении в силу) решения о признании выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, государственная регистрация которого сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг или проспекта эмиссии ценных бумаг, несостоявшимся или недействительным;
- о принятии (вступлении в силу) решения о признании недействительной регистрации проспекта ценных бумаг, зарегистрированного после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
- о погашении всех ценных бумаг, в отношении которых был зарегистрирован проспект ценных бумаг, проспект эмиссии ценных бумаг или утвержден план приватизации, признававшийся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций, за исключением погашения ценных бумаг в результате их конвертации, если количество владельцев ценных бумаг, размещенных в результате такой конвертации, превышает 500.
Обязанность но раскрытию информации в форме ежеквартального отчета прекращается в соответствии с настоящим пунктом Положения при условии отсутствия иных оснований для возникновения такой обязанности, предусмотренных пунктом 5.1 настоящего Положения,
Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях ЗАО "РКЗ" состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, основаны на неправильном толковании норм материального права, неприменении норм материального права, подлежащих применению, в связи с чем решение от 06.03.2007 подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражном суду необходимо устранить допущенные нарушения, рассмотреть спор с учетом всех обстоятельств дела и действующего законодательства.
Учитывая изложенное, руководствуясь частью 3 пункта 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального о кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.03.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-414/2007 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационная инстанция не согласилась с выводами суда, который отменил постановление Регионального отделения ФСФР России о назначении ЗАО штрафа за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ), выразившееся в непредставлении ЗАО ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг.
Указано, что в соответствии с абз. 4 п. 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-5/пз-н, обязанность представлять ежеквартальный отчет распространяется на эмитентов-АО, созданных при приватизации, в соответствии с планом приватизации, являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента неограниченному кругу лиц. Согласно материалам дела АО открытого типа (АООТ), созданное при приватизации, было впоследствии преобразовано в ЗАО. План приватизации АООТ являлся проспектом эмиссии акций АООТ, часть из которых подлежала свободной продаже. При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии в действиях ЗАО вменяемого правонарушения необоснован. При этом были признаны ошибочными доводы суда о том, что поскольку АООТ преобразовано в ЗАО и в силу п. 3 ст. 7 Закона об АО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения, на ЗАО не распространяются условия плана приватизации АООТ.
Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 июня 2007 г. N Ф04-3825/2007(35177-А03-7)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании