Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 июня 2007 г. N Ф04-3931/2007(35293-А70-15)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Тюменнефтекомплектгазстрой" (далее - ОАО "Тюменнефтекомплектгазстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 2 (далее - налоговый орган) о признании незаконным действий налогового органа по проведению зачета уплаты доначисленных налогов на прибыль согласно решений от 24.03.2005 N 14-37/2439/9бдсп, N 14-37/2659/97дсп, N 14-37/2784/98дсп.
Решением от 14.12.2006 Арбитражного суда Тюменской области заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган и его представитель в судебном заседании просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что действия налогового органа по внесению в лицевой счет данных налоговых проверок не могут быть обжалованы в судебном порядке, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не регламентирует порядок ведения лицевых счетов налоговым органом. Полагает, что вывод суда об отсутствии у налогового органа права на проведение зачета при отсутствии требования об уплате налога, является ошибочным, основанным на неправильном применении статей 45, 46, 78 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению налогового органа, при наличии у налогоплательщика переплаты налоговый орган вправе произвести зачет без выставления требования об уплате налога. Просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Тюменнефтекомплектгазстрой" считает доводы жалобы несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Представитель ОАО "Тюменнефтекомплектгазстрой" в судебном заседании отклонил доводы жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка налоговых деклараций ОАО "Тюменнефтекомплектгазстрой" по налогу на прибыль за 1 квартал, 1-е полугодие и 9 месяцев 2004 года.
По результатам проверки налоговым органом вынесены решения от 24.03.2005 N 14-37/2439/96дсп, N 14-37/2659/97дсп, N 14-37/2784/98дсп, согласно которым обществу доначислен налог за 1 квартал 2004 года в размере 159 370 руб., за 1-е полугодие 2004 года в размере 780853 руб., за 9 месяцев 2004 года в размере 2 829 034 руб.
В связи с вынесением указанных решений налоговым органом выставлялись требования об уплате налога от 28.03.2005 N 2894, N 2893, N 2892.
На основании акта сверки расчетов по состоянию на 13.09.2006 и карточки лицевого счета налогоплательщика, налоговым органом проведен зачет уплаты доначисленных налогов на прибыль, согласно вышеуказанным решениям в счет имеющейся у Общества переплаты по этому налогу.
Считая, что действие налогового органа по проведению зачета нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Тюменнефтекомплектгазстрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд, проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришел к выводу о незаконности действий налогового органа.
Кассационная инстанция, поддерживая суд первой и апелляционной инстанций, исходит из обстоятельств дела, установленных судом.
Из материалов дела видно, что решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.06.2005 по делу N А70-2549/25-2005, вступившим в законную силу, решения налогового органа от 24.03.2005 N 14-37/2439/96дсп, N 14-37 2659/97дсп, N 14-37/2784/98дсп признаны недействительными в части привлечения ОАО "Тюменнефтекомплектгазстрой" к налоговой ответственности на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 31.05.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2006, по делу N A70-2848/21-2005 требования об уплате налога от 28.03.2005 N 2894, N 2893, N 2892 признаны недействительными.
Учитывая, что требования об уплате налога от 28.03.2005 N 2894, N 2893, N 2892, на которые налоговый орган ссылается как на выставленные во исполнение решений от 24.03.2005 N 14-37/2439/96дсп, N 14-37/2659/97дсп, N 14-37/2784/98дсп, признаны недействительными, арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии у налогового органа возможности предпринимать дальнейшие действия, направленные на получение недоимки по налогу на прибыль, в том числе и осуществлять действия, направленные на осуществление зачета уплаты доначисленного налога на прибыль в счет имеющейся у Общества переплаты по этому налогу, поскольку, как правильно отметила апелляционная инстанция, указанные действия налогового органа направлены на повторное взыскание недоимки, не подлежащей взысканию.
Довод кассационной жалобы о нарушении судом статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационной инстанцией отклоняется, поскольку карточка лицевого счета не оценивалась судом как документ изменяющий либо устанавливающий права и обязанности налогоплательщика по уплате налогов, а принималась судом во внимание при рассмотрении настоящего спора как документ, фиксирующий движение денежных средств по лицевому счету налогоплательщика, в том числе позволяющий установить факт уменьшения, имеющейся у налогоплательщика переплаты по налогу на прибыль.
Таким образом, вывод суда первой и апелляционной инстанций соответствует нормам права и обстоятельствам дела.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика, с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 2 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Исполнительный лист в соответствии с пунктом 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдается арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.12.2006 Арбитражного суда Тюменской области и постановление апелляционной инстанции от 26.02.2007 по делу N А70-8164/20-2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 июня 2007 г. N Ф04-3931/2007(35293-А70-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании