Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 июня 2007 г. N Ф04-4191/2007(35620-А27-37)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Разрез Киселевский" (далее - ОАО "Разрез Киселевский", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Киселевску Кемеровской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе в списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам в размере 101959383,77 руб. Также налогоплательщик просил обязать Инспекцию устранить нарушение законных прав и интересов Общества путем списания задолженности по пеням и штрафам в указанной выше сумме.
Решением от 09.01.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.03.2007 Арбитражного суда Кемеровской области, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, просит состоявшееся по делу решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, ОАО "Разрез Киселевский" не соблюдены условия, необходимые для полного списания реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам, соответственно, решение об отказе в списании является правомерным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Одним из основных нормативных актов в области реструктуризации является Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
Из материалов дела следует, что согласно решению от 30.11.2001 N 43 "О реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет" ОАО "Разрез Киселевский" предоставлено право равномерной уплаты задолженности по федеральным налогам и сборам в общей сумме 68006000 руб. на 5 лет; по начисленным пеням и штрафам в общей сумме 101959000 руб. на 4 года с момента погашения задолженности по налогам и сборам.
В соответствии с указанными решениями общество, согласно графикам, должно было погасить задолженность по налогам и сборам перед федеральным бюджетом к III кварталу 2007 года.
ОАО "Разрез Киселевский" погасило реструктурированную задолженность по налогам и сборам перед федеральным бюджетом в IV квартале 2006 года. При этом все условия для списания задолженности по пеням и штрафам налогоплательщиком были выполнены.
Письмом от 25.10.2006 N 4024/1568 ОАО "Разрез "Киселевский" обратилось в налоговый орган с просьбой произвести списание реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам в сумме 101959383,77 руб.
Письмом от 26.10.2006 N 16-09-50/9436 налоговый орган отказал Обществу в списании задолженности по пеням и штрафам.
Несогласие с данным письмом налогового органа послужило основанием для обращения налогоплательщика в суд с заявлением об обжаловании указанного ненормативного акта налогового органа.
Арбитражный суд, удовлетворив требования общества о признании недействительным решения от 26.10.2006 N 16-09-50/9436, принял по существу правильное решение.
Как следует из решения налогового органа, послужившего поводом для обращения в арбитражный суд, основанием отказа в списании сумм пени и штрафа явилось нарушение графика по оплате процентов за пользование бюджетными средствами, которые начали производиться в четвертом квартале 2001 года (л.д. 12).
В соответствии с пунктом 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2001 N 410) при погашении реструктурируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).
Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено осуществление реструктурируемых платежей со второго года с момента принятия решения для предприятий и организаций энергетики и угольной промышленности.
Судом установлено, что общество досрочно до истечения 4-х лет погасило всю сумму реструктурированной задолженности в соответствии с установленными графиками погашения задолженности.
Кассационная инстанция поддерживает позицию арбитражного суда в части выводов об отсутствии нарушений условий реструктуризации, дающих право на списание задолженности по пеням и штрафам.
При указанных обстоятельствах арбитражным судом правомерно признан необоснованным отказ налогового органа в списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам, а оспариваемое решение признанию недействительным.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судом норм права кассационной инстанцией отклоняются как основанные на ошибочном их толковании по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 Порядка проведения реструктуризации, утвержденного приказом Министерства по налогам и сборам России от 21.06.2001 N БГ-3-10/191, в состав кредиторской задолженности юридического лица перед федеральным бюджетом, подлежащей реструктуризации, включается задолженность по налогам и сборам по состоянию на дату, определяемую в зависимости от даты подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию, а также задолженность по пеням и штрафам, исчисленную по данным учета налоговых органов по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации.
Пунктом 4 Постановления N 1002 на налогоплательщика возложена обязанность по начислению и уплате процентов за пользование бюджетными средствами в связи с предоставлением рассрочки, размер которых определяется исходя из суммы непогашенной реструктуризированной задолженности со сроком оплаты не позднее 15 числа последнего месяца квартала.
Таким образом, из статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации проценты за пользование бюджетными средствами не являются налоговыми платежами или пенями, как они определены в статье 75 настоящего Кодекса, следовательно, и не являются отсроченными к уплате суммами налогов (сборов) и не включаются в состав реструктурированной задолженности.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.01.2007 и постановление апелляционной инстанции от 14.03.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17960/2006-2 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Киселевску Кемеровской области государственную пошлину в сумме 1000 руб. в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2007 г. N Ф04-4191/2007(35620-А27-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании