Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 августа 2007 г. N Ф04-5401/2007(37025-А02-19)
(извлечение)
Предприниматель С. обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании частично недействующим с момента принятия пункта 1 постановления от 20.12.2006 N 23.5 "Об утверждении тарифа на электрическую энергию. вырабатываемую дизельными электростанциями МУП "Энергия" Турочакского района в с.с. Бийка, Чуйка, Яйлю, Курмач-Байгол. Суронаш Турочакского района на 2007 год" (далее - постановление от 20.12.2006 N 23/5).
Решением от 06.06.2007 Арбитражного суда Республики Алтай в удовлетворении заявления отказано. Оспариваемое постановление от 20.12.2006 N 23/5 признано соответствующим Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ, приказу Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 N 166-э/1, Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
В кассационной жалобе и дополнении к ней предприниматель С., ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции статей 1, 2, 3, 4, 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ, статей 40 и 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить судебный акт первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд. Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, приказом Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 N 166-Э/1 по Республике Алтай был установлен предельный максимальный тариф на 2007 г. в размере 1 руб. 66 коп. без учета дифференциации по группам потребителей, уровням напряжения и иных показателей.
Постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 20.12.2006 N 23/5 были утверждены тарифы на электроэнергию, вырабатываемую дизельными электростанциями МУП "Энергия" Турочакского района в селах Бийка, Чуйка, Яйлю, Курмач-Байгол, Суронаш Турочакского района на 2007 год.
Пунктом 1 названного постановления утвержден тариф в размере 18,77 руб. для всех групп потребителей, кроме населения, для которого действует тариф в размере 1,56 руб.
Предприниматель С., проживающий и осуществляющий предпринимательскую деятельность в селе Бийка. является потребителем электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями МУП "Энергия" Турочакского района, в связи с этим он обратился в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействующим пункта 1 с момента принятия постановления от 20.12.2006 N 23,5, как противоречащего Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ и приказу Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 N 166-э/1.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем С. требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 7.1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) требования, связанные с оспариванием нормативных правовых актов в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Исследовав материалы дела и руководствуясь статьей 15 Конституции Российской Федерации, статьями 6 и 7.1 Федерального закона N 41-ФЗ. Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", Постановлением Правительства Республики Алтай от 21.11.2006 N 277 "Об уполномоченном органе Правительства Республики Алтай по осуществлению функций регулирования деятельности гарантирующих поставщиков на территории Республики Алтай", суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Комитетом по тарифам Республики Алтай, который является уполномоченным органом Правительства Республики Алтай по осуществлению функций регулирования деятельности гарантирующих поставщиков на территории Республики Алтай.
Из содержания статей 1, 2, 4 Федерального закона N 41-ФЗ следует, что тарифы на электрическую энергию - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию. Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическою и тепловую энергию и их предельных уровней. Принципами государственного регулирования тарифов являются обеспечение баланса экономических интересов поставщика и потребителей, определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов.
Согласно статье 6 Федерального закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия, в том числе по у становлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и максимальною) уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям. Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Во исполнение Федерального закона N 41-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26.02.2004 N 109, которым утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
В соответствии с пунктами 16, 54 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики и Письмом Федеральной службы по тарифам от 12.10.2006 N 4722/13 "О порядке присвоения статуса гарантирующего поставщика" Комитет по тарифам Республики Алтай принял постановление от 23.10.2006 N 11/1 "О гарантирующих поставщиках на территории Республики Алтай" и постановление от 20.12.2006 N 23/4 "О включении МУП "Энергия" Турочакского района в Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль".
Данным постановлением границы зоны деятельности МУП "Энергия" Турочакского района были определены в пределах сел Бийка, Чуйка, Яйлю, Курмач-Байгол, Суронаш Турочакского района.
Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов по передаче электрической энергии, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 N 166-э/1 установлены на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями - региональными акционерными обществами энергетики и электрификации и являются средними.
Постановлением от 23.11.2006 N 18/1 Комитет по тарифам Республики Алтай включил ОАО "Алтайэнергосбыт" в Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.
Для этого акционерного общества установлены тарифы на электроэнергию в пределах максимальных и минимальных тарифов, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 N 166-э/1.
МУП "Энергия" Турочакского района имеет генерирующую дизельную станцию. сети которой не связаны с Единой энергосистемой России, следовательно, являются технологически изолированной территориальной электрической системой.
Согласно пункту 81 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, гарантирующие поставщики, зоны (границы) деятельности которых расположены в технологически изолированных территориальных энергетических системах, или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России, покупку (продажу) электрической энергии на розничном рынке осуществляют по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок установления экономически обоснованного тарифа предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, которым утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.
Согласно пунктам 7, 10, 16, 18 и 19 названных Правил установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность представляют в регулирующий орган соответствующие материалы, обосновывающие необходимость установления для них особого тарифа на электроэнергию, отпускаемую потребителям по распределительным сетям. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений по установлению тарифа и их предельных уровней. Решение об установлении такого тарифа принимается на заседании регулирующего органа.
Судом первой инстанции установлено, что МУП "Энергия" обратилось в Комитет по тарифам Республики Алтай с заявлением об утверждении тарифа на энергоснабжение на 2007 год с приложением документов, перечень которых определен пунктом 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Комитетом по тарифам Республики Алтай была проведена экспертиза этих документов и составлено экспертное заключение, на основании которого для МУП "Энергия" на 2007 год экономически обоснованным признан тариф в размере 18.77 руб.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что в кассационной жалобе не содержится указаний на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции об установлении оспариваемым нормативным правовым актом для МУП "Энергия" на 2007 год экономически обоснованного тарифа в размере 18.77 руб., кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06 06.2007 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-248/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 августа 2007 г. N Ф04-5401/2007(37025-А02-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании