Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 августа 2007 г. N Ф04-5220/2007(36716-А27-17)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") обратилось с иском к ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
До принятия решения по делу стороны урегулировали разногласия по параграфам 6, 14, 19, 12, заключив соглашение N 12/01 от 25.01.2007.
Решением от 30.01.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.04.2007, параграфы 6, 12, 14, 19 договора N 36/Н на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" при станции Анжерская Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 25.06.2006 приняты в редакции двустороннего соглашения N 12/01 от 25.01.2007:
Параграф 6 договора: "Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подбираются локомотивом "Перевозчика" отдельно груженые, отдельно порожние, по грузополучателям и грузоотправителям и выставляются на один из следующих приемоотправочных (выставочных) путей станции Анжерская Западно-Сибирской железной дороги:
- N 9, 11, 13, 15, 19, 21 для передачи на станцию Анжерская Копь;
- N 4, 6, 8 для передачи на станцию Физкультурник.
Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом "Владельца".
Параграф 12 договора: "Количество вагонов в передаваемой "Владельцу" группе устанавливаются не более 71 вагона - полезной длины выставочных путей".
Параграф 14 договора; "Время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов "Владельцу" на выставочных путях станции Анжерская на основании памятки приемосдатчика, до момента их возврата на выставочные пути станции Анжерская, окончания приемосдаточных операций, подписания памятки приемосдатчика представителями обеих сторон, при наличии перевозочных документов в товарной конторе станции.
В случае задержки приема вагонов на пути общего пользования по вине "Перевозчика", "Перевозчиком" оформляется акт общей формы".
Параграф 19 договора: "Из оплачиваемого времени за пользование вагонами исключается время:
- связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест - 2,85 часа на вагон контрагента".
2. Принять параграфы 8, 24, 24.1 договора N 36/Н на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" при станции Анжерская Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 25.06.2006 в редакции открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" г. Новосибирск:
Параграф 8: "Передача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования "Владельца" и обратно оформляется памяткой приемосдатчика формы ГУ-45 или ГУ-45 ВЦ за обоюдными подписями приемосдатчиков "Перевозчика" и "Владельца" после окончания приемосдаточных операций на вышеуказанных путях станции Анжерская".
Параграф 24: "Владелец" по настоящему договору уплачивает "Перевозчику":
а) плату за пользование вагонами, контейнерами, прибывающими как в адрес самого "Владельца", так и в адрес его контрагентов, за время их нахождения на железнодорожном пути необщего пользования, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от "Владельца" или его контрагентов, до момента наступления обстоятельств, предусмотренных статьей 62 УЖТ РФ по взысканию штрафа. Плата взыскивается по ставкам Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициентов индексации.
б) штраф за задержку вагонов, более чем на 24 часа по истечении технологического срока оборота вагонов, контейнеров в соответствии со статьями 62, 99, 100, 101 УЖТ РФ".
Пункт 24.1 "Сборы и платы, указанные в настоящем пункте, вносятся путем предоплаты денежных средств на подсобный расчетный счет ОАО "РЖД", открытый для учета выручки от перевозок в Кузбасском ТехПД".
3. Принять параграф 26 договора N 36/Н на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" при станции Анжерская Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 25.06.2006 в редакции открытого акционерного общества "Анжеро-Судженское погрузочно-транспортное управление", г. Анжеро-Судженск:
Параграф 26: "Представители "Перевозчика", являющегося владельцем железнодорожных путей общего пользования, совместно с "Владельцем" железнодорожного пути необщего пользования проводят обследование железнодорожного пути необщего пользования для заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и разработки, корректировки ЕТП".
Заявитель в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты в части принятия пунктов 8, 24, 24.1 договора в редакции истца и принять по делу новый судебный акт. Считает, что судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права, при принятии пункта 8 суд неправомерно сослался на статью 58 УЖТ РФ. Указывает, что спорный договор является договором в пользу третьего лица.
Истец в отзыве на кассационную жалобу, ссылаясь на несостоятельность изложенный в ней доводов, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты как законные.
В судебном заседании представители сторон поддержали каждый свои доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на нее.
Рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность принятых по нему судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Как видно из материалов дела, при заключении договора от 25.06.2006 N 36/Н на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Анжерская Западно-Сибирской железной дороги между сторонами возникли разногласия по условиям договора.
Не придя к согласию по ряду пунктов договора, которые частично урегулированы протоколом рассмотрения разногласий от 08.08.2006, истец обратился в арбитражный суд с заявлением о разрешении преддоговорного спора, с учетом урегулирования разногласий по параграфам 6, 14, 19, 12, передав на рассмотрение суда неурегулированные пункты договора: 8, 24, 24.1, 26.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования в порядке статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно принял спорные пункты в редакции истца. Принимая пункт 8 в редакции истца, обоснованно учел, что предложенная им редакция данного пункта договора соответствует статье 62 Устава и пункту 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользовании (далее - Правила). Принимая редакцию параграфов 24, 24.1 договора, суд исходил из статей 60, 62 Устава, предусматривающих самостоятельное ведение расчетов контрагента с перевозчиками при наличии согласия последнего. Правомерно не принял довод ответчика о квалификации спорного договора, заключаемого в пользу третьего лица, поскольку пункт 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации возможен при согласии истца. Принимая параграф 26 в редакции ответчика, правомерно счел, что указанные в нем полномочия должны осуществляться уполномоченным представителем федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, наделенного контрольными функциями в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Апелляционная инстанция в достаточно полной мере и всесторонне исследовала материалы дела и доводы сторон, в том числе - аналогичные изложенным в кассационной жалобе, дала им правильную, соответствующую обстоятельствам дела и закону, оценку. Полностью соглашаясь с выводами суда первой инстанции, правильно сочла, что суд подробно исследовал все аспекты взаимоотношений сторон в процессе выполнения работ по эксплуатации подъездных путей и принял правильное и обоснованное решение по всем спорным пунктам договора. Пришла к обоснованному выводу о том, что суд правомерно руководствовался действующими нормами как общего, так и специального назначения, регулирующими вопросы взаимоотношений между владельцами железнодорожных подъездных путей необщего пользования и перевозчиками железнодорожного транспорта, в том числе; Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Учитывая изложенное, представляются несостоятельными доводы заявителя, поскольку они по существу направлены на переоценку представленных доказательств, правильно оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, являющихся законными и обоснованными, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.01.2007 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 04.04.2007 по делу N А27-16493/2006-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 августа 2007 г. N Ф04-5220/2007(36716-А27-17)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании