Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 августа 2007 г. N Ф04-3527/2006(37148-А81-15)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Авиакомпания Ютэйр" (далее - ОАО "Авиакомпания Ютэйр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - налоговый орган) о признании незаконным бездействия налогового органа по не возврату налога на пользователей автомобильных дорог за 2001-2002 год в размере 3318403 руб. и обязании налогового органа осуществить зачет суммы налога на пользователей автомобильных дорог за 2001-2002 год в размере 3318403 руб. в счет предстоящих платежей по местным налогам (с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 14.03.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с нарушением норм материального права. Считает, что Общество изначально не имело права на применение льгот по налогу на пользователей автомобильных дорог, а, следовательно, у него отсутствуют правовые основания к возврату либо зачету уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог. Просит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Авиакомпания Ютэйр" считает доводы жалобы несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция считает решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, 27.07.2004 ОАО "Авиакомпания Ютэйр" обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате ранее уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за 2001-2002 гг. в размере 3318403 руб., из них по Тазовскому филиалу ОАО "Авиакомпания Ютэйр" за 2001 год в размере 1997775 руб. и по тому же филиалу за 2002 год в размере 1320628 руб., при этом в адрес налогового органа были представлены уточненные налоговые декларации по данному налогу.
Налоговый орган в нарушение сроков, предусмотренных пунктом 9 статьи 78, статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговую декларацию и заявление не рассмотрел, что послужило поводом для обращения ОАО "Авиакомпания Ютэйр" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обеих инстанций исходил из того, что ОАО "Авиакомпания Ютэйр", выполняющая функции аварийно-спасательной службы через свое аварийно-спасательное подразделение, для целей налогообложения приравнивается к аварийно-спасательной службе и вправе воспользоваться льготой, предусмотренной пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон о дорожных фондах).
Кассационная инстанция считает данный вывод судебных инстанций ошибочным.
Исходя из статьи 56 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
В соответствии со статьей 21 Кодекса налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о дорожных фондах налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона о дорожных фондах объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), ставка налога установлена в размере 1 процента от налоговой базы.
Категории налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, поименованы в пункте 3 статьи 5 Закона о дорожных фондах. К ним, в частности, отнесены профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования.
Из содержания статьи 52 Кодекса следует, что порядок применения льгот непосредственно связан с исчислением налога: налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Аварийно-спасательные подразделения авиакомпании не осуществляют самостоятельной деятельности и выручки, которая подлежит налогообложению, не получают. Создание таких подразделений и их функционирование являются обязательными условиями предпринимательской деятельности авиакомпании по оказанию услуг по воздушным перевозкам в силу правовых норм о воздушных перевозках.
В данном случае налогоплательщиком является авиакомпания, получающая выручку от оказания пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, продажи перевозок, эксплуатации аэродромов, аэровокзалов, заправки воздушных судов, продажи воздушных судов.
Следовательно, наличие у авиакомпании аварийно-спасательных служб или формирований и их функционирование в виде ее структурных подразделений не могут служить основанием к освобождению авиакомпании от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.
Данная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.08.2006 N 490/06, от 14.11.2006 N 9975/06, однако не учтена судом при рассмотрении данного спора, в результате чего состоявшиеся по делу судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении норм права.
Учитывая, что арбитражным судом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права, судебные акты в силу части 2 статьи 288 и пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку правовых оснований к возврату авиакомпании уплаченного за 2001, 2002 годы налога на пользователей автомобильных дорог не имелось.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ОАО "Авиакомпания Ютэйр" подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета за первоначальное и повторное рассмотрение дела в суде первой инстанции, а также в апелляционной и кассационной инстанций в размере 8000 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что государственная пошлина за рассмотрение дела взыскана с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу, о чем выданы исполнительные листы, однако сведения об исполнении исполнительных листов в материалах дела отсутствуют, поэтому налоговый орган не лишен права обратиться в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о повороте исполнения судебного акта в порядке статей 325, 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 14.03.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2007 по делу N А81-3985/2005 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Авиакомпания Ютэйр" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Авиакомпания Ютэйр" государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 8000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 августа 2007 г. N Ф04-3527/2006(37148-А81-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании