Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 августа 2007 г. N Ф04-5448/2007(37120-А81-42)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Пургеофизика" (далее - ОАО "Пургеофизика") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - налоговый орган) о зачете страховых взносов, перечисленных на страховую и накопительную части трудовой пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации в суммах соответственно 603331,25 руб. и 39131,10 руб., а также просило произвести возврат уплаченных пеней в сумме 18694,42 руб.
Решением от 12.02.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, правовые основания для проведения возвратов излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем законодательстве отсутствуют. Поскольку ни Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", ни Бюджетным кодексом Российской Федерации не установлен порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, то оснований для возврата обществу излишне уплаченных взносов по обязательному пенсионному страхованию, не имеется.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления арбитражного суда, доводы жалобы, отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Пургеофизика", при перечислении страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии и страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, ошибочно указало в платежных документах NN 60, 61 от 08.02.2006 и NN 152, 153 от 23.03.2006 коды бюджетной классификации 182102030061000160 и 18210202040061000160 - вместо 18210202010061000160 и 18210202020061000160.
Общество направило налоговому органу заявление о зачете письмом от 12.09.2006 N 419/06.
Налоговый орган письмом от 22.09.2006 N 478 отказал обществу в зачете имеющихся переплат по страховым взносам на правильные коды бюджетной классификации, сославшись на то, что налоговый орган не уполномочен производить зачеты по взносам на обязательное пенсионное страхование.
Управлением Пенсионного фонда по г. Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа вынесено решение N 211 от 27.09.2006 о взыскании с общества недоимки по страховым взносам и пеней. Начисленные пени в общей сумме 18694,42 руб. были уплачены обществом платежными поручениями NN 660, 661 от 05.10.2006.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Пургеофизика" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование законодательством не установлены.
Пунктом 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н определено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, действующим законодательством налоговым органом предоставлено право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Арбитражным судом обоснованно удовлетворено заявление ОАО "Пургеофизика" о зачете сумм страховых взносов, перечисленных на страховую и накопительную части трудовой пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из того, что страховые взносы, перечисленные в установленные законодательством сроки по платежному документу с ошибочно указанным кодом бюджетной классификации в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, считаются уплаченными в установленный сорок, а обязанность по уплате страхователем страховых взносов - исполненной, арбитражный суд правомерно удовлетворил требование общества о возврате уплаченных в бюджет пеней.
Арбитражный суд полно исследовал материалы дела, дал им надлежащую правовую оценку, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Согласно статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым в арбитражных судах государственная пошлина уплачивается при подаче исковых заявлений неимущественного характера в размере 2 000 рублей, при подаче кассационной жалобы - в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на налоговый орган. При подаче кассационной жалобы налоговым органом государственная пошлина не была оплачена, в связи с чем она подлежит взысканию в федеральный бюджет в размере 1000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов. По данному делу налоговый орган не является истцом, обратившимся в арбитражный суд в защиту государственных и (или) общественных интересов. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины налоговый орган по данному арбитражному делу не может быть освобожден, в связи с тем, что он является ответчиком по делу.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 12.02.2007 и постановление апелляционной инстанции от 19.04.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-5325/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Губкинскому Ямало - Ненецкому автономному округу государственную пошлину 1000 рублей в федеральный бюджет.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 августа 2007 г. N Ф04-5448/2007(37120-А81-42)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании