Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 августа 2007 г. N Ф04-5631/2007(37314-А45-42)
(извлечение)
12 февраля 2008 г.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 февраля 2008 г. N 13094/07 настоящее постановление в части отказа в признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Новосибирской области от 10.10.2006 N 1512 ДСП о доначислении ГУП "Учреждение УФ 91/15 Главного управления исполнений наказаний Министерства юстиции РФ по Новосибирской области" 962 006 рублей 15 копеек налога на прибыль и начислении соответствующих пеней, а также требования N 30091 об уплате данных налога и пеней, отменено
Ликвидационная комиссия государственного унитарного предприятия учреждения УФ 91/15 ГУИН (далее - ГУП учреждения УФ 91/15, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Новосибирской области (далее - налоговый орган) о признании недействительными решения от 10.10.2006 N 1512 ДСП и требования об уплате налога N 30091 от 16.10.2006.
Решением от 28.02.2007 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение налогового органа N 1512 ДСП от 10.10.2006 и требование об уплате налога N 30091 от 16.10.2006 в части доначисления авансовых платежей по налогу на прибыль за 6 месяцев 2006 в сумме 238146,85 руб. и соответствующих пеней. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.05.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУП учреждения УФ 91/15 просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. По мнению заявителя кассационной жалобы, недоимки и взносы в государственные социальные внебюджетные фонды являются налогами в Федеральный бюджет, в связи с чем, в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, списанная кредиторская задолженность предприятия по уплате сборов по социальному и пенсионному страхованию, правомерно не была включена учреждением в налогооблагаемый доход по налогу на прибыль. Налоговым органом при направлении оспариваемого требования нарушены положения статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения суда и постановления апелляционной инстанции, доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной ГУП учреждения УФ 91/15 налоговой декларации по налогу на прибыль за первое полугодие 2006 года, налоговым органом вынесено решение N 1512 ДСП от 10.10.2006, согласно которому предприятию доначислены суммы авансовых платежей по налогу на прибыль и соответствующие пени.
Основанием для вынесения указанного решения послужило не включение налогоплательщиком в состав налогооблагаемой базы списанных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 N 660 сумм задолженности предприятия по уплате единого социального налога (соответствующих ему пеней, штрафа) и по уплате страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды: в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования, задолженность по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве (соответствующих им пеней, штрафа).
В адрес учреждения было направлено налоговым органом требование N 30091 от 16.10.2006 об уплате в добровольном порядке сумм налога на прибыль и пеней.
ГУП учреждения УФ 91/15, не согласившись с решением налогового органа N 1512 ДСП от 10.10.2006 и требованием N 30091 от 16.10.2006, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражным судом признано недействительным оспариваемое решение налогового органа и требование об уплате налогов в части доначисления и взыскания авансовых платежей по налогу на прибыль в сумме 238146,85 руб. в связи с неправомерным доначислением налоговым органом налога на сумму списанной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 N 660 задолженности предприятия по единому социальному налогу (соответствующих ему пеней, штрафа).
Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных предприятием требований в части признании недействительными решения и требования налогового органа о доначислении и взыскании налога на прибыль в сумме 962006,015 руб. исходя из того, что положения подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению в отношении списанной кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Кассационная инстанция, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, поддерживает выводы суда, считая их законными и обоснованными, при этом исходит из установленных обстоятельств дела и следующих норм права.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 N 660 "Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней" установлено, что задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, образовавшиеся в связи с отвлечением в 1993-2001 годах средств этих предприятий на нужды исправительных учреждений, а также начисленные на нее пени подлежат списанию. Согласно приложенного перечня в состав указанных предприятий входило ГУП учреждения УФ 91/15.
Арбитражным судом установлено, что ГУП учреждения УФ 91/15 списало задолженность по уплате страховых взносов (соответствующих пеней и штрафов) в бюджеты государственных внебюджетных фондов: в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования.
В силу подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в первом полугодии 2006 года, для целей Налогового кодекса Российской Федерации понятие бюджеты (бюджет) применялось в значении - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что в первом полугодии 2006 года на основании подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежали исключению из налоговой базы по налогу на прибыль суммы списанной кредиторской задолженности в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования), так как внебюджетные фонды не были отнесены к понятию бюджетов нормами статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, принимаются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В связи с чем, не подлежат применению нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации о бюджетной системе Российской Федерации при применении подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации по исчислению налога на прибыль в первом полугодии 2006 года.
Исходя из установленных обстоятельств дела, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что положения подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению в отношении списанной кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами государственных внебюджетных фондов в первом полугодии 2006 года.
С учетом правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 Информационного письма от 11.08.2004, арбитражным судом обоснованно не приняты доводы учреждения о нарушении налоговым органом положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при направлении оспариваемого требования.
Поскольку из материалов дела следует, что оспариваемое требование выставлено на основании решения налогового органа в установленный законом срок, в нем указанна сумма недоимки по налогу на прибыль и пеней, которая соответствует установленной в решении задолженности.
Арбитражным судом исследованы материалы дела в полном объеме, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, правильно применены нормы материального права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.02.2007 и постановление апелляционной инстанции от 03.05.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1519/2007-46/56 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2007 г. N Ф04-5631/2007(37314-А45-42)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 февраля 2008 г. N 13094/07 настоящее постановление в части отказа в признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Новосибирской области от 10.10.2006 N 1512 ДСП о доначислении ГУП "Учреждение УФ 91/15 Главного управления исполнений наказаний Министерства юстиции РФ по Новосибирской области" 962 006 рублей 15 копеек налога на прибыль и начислении соответствующих пеней, а также требования N 30091 об уплате данных налога и пеней, отменено