Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 августа 2007 г. N Ф04-5521/2007(37201-А03-15)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Финмаркет" (далее - ООО "Финмаркет") о признании недействительным решения от 01.11.2006 N 3659А о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, и записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) в отношении ООО "Финмаркет".
Решением от 20.02.2007 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.04.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска просит отменить судебные акты в связи с нарушением норм материального права. Считает, что регистрация является незаконной, поскольку произведена регистрирующим органом на основании документов, содержащих недостоверные сведения, то есть составленных с нарушением требований статьи 17 Закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзывы на кассационную жалобу от инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула и ООО "Финмаркет" в суд не поступили.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "Финмаркет" зарегистрировано инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула 30.08.2006 в качестве юридического лица.
В связи с изменением места своего нахождения ООО "Финмаркет" подало заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
На основании указанного заявления и приложенных к нему документов инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула 01.11.2006 принято решение N 3659А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Финмаркет", содержащихся в ЕГРЮЛ, связанных с изменением места нахождения юридического лица. Новым местом нахождения ООО "Финмаркет" является: г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 137.
02.11.2006 инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска внесены сведения о получении регистрационного дела ООО "Финмаркет".
В результате проведенной 04.12.2006 сотрудниками инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска проверки достоверности адреса места нахождения Общества составлен акт, согласно которому ООО "Финмаркет" по указанному в учредительных документах адресу не находится.
Данное обстоятельство послужило поводом для обращения инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение о государственной регистрации изменений принято регистрирующим органом в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом указал, что право заявителя на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной регистрации изменений в учредительные документы юридических лиц ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Законом о регистрации юридических лиц не остановлено.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводом суда об отсутствии у налоговых органов права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, однако оставила судебный акт без изменения, указав, что данный вывод не повлек принятия неправильного решения.
Кассационная инстанция считает вывод апелляционной инстанции о наличии у налогового органа право на обращение в суд с заявлением о признании недействительным государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, правомерным, исходя из следующего.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (Положение о Федеральной налоговой службе).
В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 16 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного Федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из вышеназванных норм материального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что у налогового органа имеется право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица.
Оставляя судебные акты без изменения, кассационная инстанция исходит из обстоятельств, установленных судом, и следующих норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Отказ в государственной регистрации регулируется статьей 23 указанного Закона, на основании пункта 1 которой отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула было внесено изменение в сведения о юридическом лице - ООО "Финмаркет", касающееся его местонахождения: г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 137 на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Поскольку оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 указанного Закона, регистрирующим органом не установлено, государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице была произведена правомерно.
Суд обоснованно отклонил доводы заявителя о недостоверности сведений о месте нахождения юридического лица, правильно указав, что отсутствие в настоящее время ООО "Финмаркет" по адресу: г. Новосибирск. ул. Немировича-Данченко, 137 не может служить доказательством того, что на момент вынесения оспариваемого решения о регистрации юридическим лицом были представлены недостоверные сведения о месте его нахождения.
Заявитель жалобы не приводит каких либо норм права, обязывающих регистрирующий орган проводить проверки достоверности указанных юридическим лицом сведений. Данные сведения носят заявительный характер и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
Учитывая, что доказательств наличия неправомерных действий регистрирующего органа при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, заявитель суду не представил, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.02.2007 Арбитражного суда Алтайского края и постановление апелляционной инстанции от 25.04.2007 по делу N А03-100/2007-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2007 г. N Ф04-5521/2007(37201-А03-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании