Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 августа 2007 г. N Ф04-5474/2007(37074-А03-8)
(извлечение)
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Алтайского края "Алтайэнерго" филиал "Энергосбыт" (далее Алтайэнерго) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету по финансам налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании убытков в сумме 12500 руб., понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии гражданам в целях реализации ФЗ "О ветеранах" за период с 01.09.2003 по 31.12.2003.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: администрация Змеиногорского района, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Змеиногорского района (далее районный Комитет по финансам), Комитет по социальной защите населения администрации Змеиногорского района (далее районный Комитет соцзащиты).
Исковые требования мотивированы ссылками на статьи 12, 15, 16, 393, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил размер исковых требований до 88109,31 руб.
Определением от 15.01.2007 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Алтайскому краю.
УФК по Алтайскому краю считало Минфин РФ ненадлежащим ответчиком, ссылалось на недоказанность вины госорганов и причинно-следственной связи между их действиями и возникновением убытков у истца. Указало на необходимость исключения из расчетов необоснованно включенной суммы НДС.
Краевой Комитет по финансам с исковыми требованиями не соглашался, ссылался на то, что целевых денежных средств на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета не поступало, считал свои бюджетные обязательства выполненными. Указал на необоснованное включение в размер убытков суммы НДС.
Администрация Змеиногорского района указала на то, что компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей не является объектом налогообложения по НДС, в связи с чем просила уменьшить размер иска на сумму НДС.
Решением от 01.03.2007 Арбитражного суда Алтайского края с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Алтайэнерго взыскано 73602,08 руб., в остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В настоящей кассационной жалобе УФК по Алтайскому краю предлагает состоявшееся по делу решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает, что размер расходов истцом не доказан, отсутствуют признаки для возмещения вреда, то есть не доказана вина госорганов и причинно-следственная связь между их действиями и возникновением убытков у истца, удовлетворение иска приведет к фактическому пересмотру бюджета и нанесению вреда неограниченному кругу лиц. Считает, что суд удовлетворил иск за счет ненадлежащего ответчика.
На кассационную жалобу Алтайэнерго и краевой Комитет по финансам представили отзывы, в которых не соглашаются с доводами кассационной жалобы, и принятые по делу решение просят оставить без изменения.
Законность состоявшегося по делу решения проверена в соответствии со статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены или изменения решения от 01.03.2007 не имеется.
Заявив требование о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, истец ссылался на те обстоятельства, что ввиду недостаточного финансирования, им недополучены доходы в сумме 88109,31 руб.
Рассматривая возникший между сторонами спор, арбитражный суд правомерно посчитал требования истца подлежащими удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
В соответствии со статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, причем согласно статье 1071 названного кодекса в этом случае от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно ФЗ "О ветеранах" отдельные категории ветеранов пользуются льготой по оплате в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суд правомерно сослался на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в котором разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Поскольку судом установлено, что средства для компенсации расходов энергоснабжающих организаций, в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии, установленных ФЗ "О ветеранах", в Алтайский край в 2003 году не поступали, Арбитражным судом Алтайского края принято правильное решение о возмещении истцу 73602,08 руб. компенсации за предоставленные льготы по оплате электроэнергии за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. При этом, арбитражный суд исключил из расчетов неосновательно включенную сумму НДС.
Оснований считать эти выводы арбитражного суда неправильными у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку названные истцом обстоятельства и расчеты подтверждены надлежащими доказательствами.
Доводы Министерства финансов РФ о том, что Российская Федерация передала полномочия по предоставлению мер социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг органам государственной власти субъектов РФ несостоятельны, поскольку возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Таким образом, нарушений при принятии обжалуемого решения, на которые ссылается ответчик в настоящей кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 01.03.2007 по делу N А03-10733/2006-38 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2007 г. N Ф04-5474/2007(37074-А03-8)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании