Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 августа 2007 г. N Ф04-5729/2007(37424-А03-8)
(извлечение)
Алтайское краевое государственное унитарное предприятие коммунальные электрические сети "Алтайкрайэнерго" в лице филиала Кулундинские МЭС (далее Алтайкрайэнерго) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края о взыскании 117302,01 руб. задолженности образовавшейся в связи с предоставлением истцом льгот по оплате электроэнергии гражданам в целях реализации ФЗ "О ветеранах" за май-декабрь 2004 года.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Михайловского района (далее районный Комитет по финансам).
Исковые требования мотивированы ссылками на статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 10 ФЗ "О ветеранах".
Определением от 28.11.2006 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с Российской Федерации 117301,19 руб. убытков.
УФК по Алтайскому краю считало Минфин РФ ненадлежащим ответчиком, ссылалось на недоказанность вины госорганов и причинно-следственной связи между их действиями и возникновением убытков у истца. Указало на необходимость исключения из расчетов необоснованно включенной суммы НДС.
Краевой Комитет по финансам с исковыми требованиями не соглашался, ссылался на то, что целевых денежных средств на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах" в 2004 году из федерального бюджета не поступало. Считал свои бюджетные обязательства выполненными.
Решением от 02.05.2007 Арбитражным судом Алтайского края с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Алтайкрайэнерго взыскано 117301,19 руб., в остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В настоящей кассационной жалобе УФК по Алтайскому краю предлагает состоявшееся по делу решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает, что отсутствуют признаки для возмещения вреда, то есть не доказана вина госорганов и причинно-следственная связь между их действиями и возникновением убытков у истца, удовлетворение иска приведет к фактическому пересмотру бюджета и нанесению вреда неограниченному кругу лиц. Считает, что суд удовлетворил иск за счет ненадлежащего ответчика. Указывает на недоказанность факта причинения убытков и их размера.
На кассационную жалобу Алтайэнерго и краевой Комитет по финансам представили отзывы, в которых не соглашаются с доводами кассационной жалобы, решение просят оставить без изменения.
Законность состоявшегося по делу решения проверена в соответствии со статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены или изменения решения от 02.05.2007 не имеется.
Заявив требование о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, истец ссылался на те обстоятельства, что ввиду недостаточного финансирования, им недополучены доходы в сумме 117301,19 руб.
Рассматривая возникший между сторонами спор, арбитражный суд правомерно посчитал требования истца подлежащими удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
В соответствии со статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, причем согласно статье 1071 названного кодекса в этом случае от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно ФЗ "О ветеранах" отдельные категории ветеранов пользуются льготой по оплате в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду п.п. 1, 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах"
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суд правомерно сослался на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в котором разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Поскольку судом установлено, что средства для компенсации расходов энергоснабжающих организаций, в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии, установленных ФЗ "О ветеранах", в Алтайский край в 2004 году не поступали, Арбитражным судом Алтайского края принято правильное решение о возмещении истцу 117301,19 руб. компенсации за предоставленные льготы по оплате электроэнергии за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Оснований считать эти выводы арбитражного суда неправильными у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку названные истцом обстоятельства и расчеты подтверждены надлежащими доказательствами: реестрами сведений о предоставлении льгот и актов сверки по затратам на предоставление льгот, заверенными районным Комитетом соцзащиты, счет-фактурами.
Доводы Министерства финансов РФ о том, что Российская Федерация передала полномочия по предоставлению мер социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг органам государственной власти субъектов РФ несостоятельны, поскольку возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Таким образом, нарушений при принятии обжалуемого решения, на которые ссылается ответчик в настоящей кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 02.05.2007 по делу N А03-8401/2006-37 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 августа 2007 г. N Ф04-5729/2007(37424-А03-8)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании