Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 августа 2007 г. N Ф04-2031/2007(37663-А75-43)
(извлечение)
Постановление изготовлено в полном объеме 4 сентября 2007 г.
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2007 г. N Ф04-2031/2007(33142-А75-6)
Закрытое акционерное общество "Турсунт" (далее по тексту Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Межрайонном инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по ХМАО - Югре (далее по тексту Инспекция) о признании недействительным решения налогового органа N 04/08-31 от 14.06.2006 в части доначисления за 2002-2003 г.г. налога на прибыль в размере 875465 руб., налога на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС) за январь 2002 г. в сумме 212053614 руб., а также отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (далее по тексту - ВМСБ) за 2002 г. в сумме 44503920 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что налоговый орган необоснованно доначислил налог на прибыль по представительским расходам, которые документально подтверждаются протоколами Правления, счетом на оплату товара, фактической сметой расходования.
По мнению заявителя, Инспекцией необоснованно произведено доначисление НДС, поскольку налоговое законодательство не содержит запрета на предъявление к вычету таких сумм за пределами налогового периода, в котором основные средства были поставлены на учет.
Общество также считает, что Инспекцией необоснованно произведено доначисление отчислений на ВМСБ, поскольку с 1 января 2002 года указанные отчисления были отменены, но оставалась добытая в 2001 г., но не реализованная нефть в количестве около 2000 тонн.
Общество указывает, что в расчет отчислений на ВМСБ за декабрь 2001 г. включен весь остаток добытой в 2001 г. нефти, но не отгруженной потребителям, поэтому отсутствуют основания для доначисления ВМСБ за 2002 г.
Решением от 27.10.2006 (судья К.) Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Решение Инспекции от 14.06.2006 N 04/08/31 в части доначисления налога на прибыль в сумме 875465 руб., НДС в сумме 282053614 руб. признано недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.05.2007 решение суда первой инстанции от 27.10.2006 отменено в части отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований по отчислениям на ВМСБ, и в этой части принято новое решение, которым решение Инспекции от 14.06.2006 N 04/08-31 в части необходимости уплаты отчислений на ВМСБ в сумме 44503920 руб. за 2002 г. признано недействительным.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Инспекция считает, что остаток нефти добытой Обществом до 1.01.2002, по реализованной уже в 2002 г. подлежит обложению отчислениям за ВМСБ с применением налоговой ставки 10% за первое полугодие 2002 г. в сумме 44503920 руб.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что на основании решения руководителя Инспекции от 19.12.2005 N 9 была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, потопы и своевременности уплаты налогов за 2002-2003 г.г.
Пo результатам проверки составлен акт от 21.04.2006 N 3, из которого следует, что за 2002-2003 г.г. выявлены факты неполной уплаты налога на прибыль, НДС и отчислений на ВМСБ за 1 полугодие 2002 г.
Руководителем налогового органа 14.06.2006 принято решение N 04/08-31 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением налогоплательщику доначислен налог на прибыль в сумме 1397965 руб., налог на добавленную стоимость в размере 305097457 руб., отчисления на ВМСБ за 1 полугодие 2002 г. в сумме 44503920 руб., а также начислены пени на указанные налоги.
Не согласившись с принятым решением в части доначисления налога на прибыль в 875465 руб., НДС в размере 282053614 руб. и необходимости уплаты отчислений на ВМСБ за 1 полугодие 2002 г. в сумме 44503920 руб. в связи с исчислением и уплатой данных отчислений в декабре 2001 г., Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Судом первой инстанции установлено, что доначисление Обществу по акту выездной налоговой проверки от 21.04.2006 N 3 налога на прибыль за 2002-2003 гг. в сумме 875465 руб. (представительские расходы), налога на НДС в сумме 282053614 руб. (налоговые вычеты за январь 2002 г.) произведены неправомерно, и данные выводы суда не были оспорены Инспекцией в судебные инстанции.
Из решения Инспекции от 14.06.2006 N 04/08-31 следует, что с учетом применяемого Обществом метода определения выручки от реализации нефти по мере отгрузки и условий исчисления и уплаты отчислений на ВМСБ в отношении полезных ископаемых, добытых до 01.01.2002, подлежали доначислению за 1 полугодие 2002 г. отчисления на ВМСБ в сумме 44503920 руб.
Судом апелляционной инстанции от 16.05.2007 установлено, что недоимка по данному виду отчислений у Общества на момент проведения выездной проверки в 2006 г. отсутствовала. Весь остаток добытой в 2001 г. нефти был включен Обществом в расчет отчислений на ВМСБ за декабрь 2001 г., и данный расчет но ВМСБ сдан в налоговые органы 15.01.2002, а дополнительный расчет сдан 26.02.2002.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, исходя из обстоятельств дела и следующих норм материального права,
В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отчисления ВМСБ относятся к федеральным налогам.
Согласно статье 44 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на ВМСБ. Размер отчислений на ВМСБ определяется исходя из стоимости фактически добытых полезных ископаемых.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет учетную политику по реализации добытой нефти и уплате налога на ВМСБ "по отгрузке", то есть независимо от поступлений денежных средств за реализованную продукцию на банковские счета.
Федеральным законом от 30.12.1995 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", утратившим силу с 01.01.2002, были установлены ставки отчислений на ВМСБ в процентном соотношении от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
Согласно статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты по вопросам, которые согласно части первой Налогового кодекса Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют до введения соответствующих федеральных законов, то есть до 01.01.2002.
Из вышеизложенного следует, что до 01.01.2002 подлежит применению установленный ранее порядок уплаты отчислений на ВМСБ.
Данный вывод подтверждается пунктом 4 статьи 3 и статьей 16 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесения изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", статьей 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ (в редакции ФЗ N 57-ФЗ от 29.05.2002) "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми предусмотрено, что в отношении полезных ископаемых, добытых до 01.01.2002, отчисления на ВМСБ исчисляются и уплачиваются в порядке, действующем до 01.01.2002. независимо от даты поступления денежных средств.
Применение ранее действующего законодательства в части исчисления и уплаты отчислений на ВМСБ в отношении полезных ископаемых добытых до 01.01.2002 определено законодателем только 29.05.2002.
Судом установлено и следует из материалов дела, на момент реализации Обществом остатков нефти (январь 2002 г.) порядок расчета отчислений на ВМСБ нормативно не был определен, весь остаток добытой в 2001 году нефти был включен Обществом в расчет отчислений на ВМСБ за декабрь 2001 г., расчет сдан в налоговый орган 15.01.2002, а дополнительный расчет 26.02.2002.
Включение остатков нефти в расчет отчислений за декабрь 2001 подтвержден документально актом выездной налоговой проверки Общества за октябрь 2002 г. N 533, в ходе которой проверялось правильность исчисления, удержания, уплаты я перечисления отчислений на ВМСК за 2000-2001 г.г., и по результатам которой нарушений не установлено.
Исходя из вышеизложенного, суд кассационной инстанции считает обоснованными доводы Общества об отсутствии недоимки по отчислениям на ВМСБ за 2002 г., на момент проведения проверки налоговым органом в 2006 г. в связи с уплатой данной суммы отчислений.
С учетом изложенного, выводы суда апелляционной инстанции о том, что нереализованный в 2001 г. остаток нефти в количестве 2154 тонн, с учетом позиция Инспекции, фактически дважды подвергается налогообложению: первый раз в расчетах за декабрь 2001 г., а второй раз как остаток, реализованный в 2002 г., являются правомерными.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку совокупности представленных доказательств, правильно применил нормы налогового законодательства, регулирующие уплату отчислений на ВМСБ, принял законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов суда, и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть приняты судом кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление суда апелляционной инстанции от 16.05.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-7353/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 августа 2007 г. N Ф04-2031/2007(37663-А75-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании