Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 августа 2007 г. N Ф04-5839/2007(37575-А03-39)
(извлечение)
ОАО "Шипуновская сельхозтехника" обратилось в суд с иском к Министерству финансов РФ, субъекту Российской Федерации - Алтайский край в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике, муниципальному образованию - Шипуновский район в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике, МУЗ "Шипуновская центральная районная больница" о взыскании 110222 руб. 92 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, проживающим в сельской местности.
В соответствии со статьей 49 АПК РФ истец отказался от иска к МУЗ "Шипуновская центральная районная больница" и просил привлечь его в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора.
Суд принял отказ от иска к указанному лицу, прекратил в отношении него производство по делу на основании пункта 4 статьи 150 АПК РФ и привлек в качестве третьего лица.
На основании статьи 49 АПК РФ истец уменьшил размер исковых требований до 60372 руб. 03 коп., исключив из первоначально заявленной суммы налог на добавленную стоимость и начисления, выходящие за пределы срока исковой давности.
В обоснование иска истец указал, что в период с сентября 2002 года по декабрь 2004 года оказывая специалистам, работающим в МУЗ "Шипуновская центральная районная больница" коммунальные услуги (отопление) с предоставлением льгот, предусмотренных действующим законодательством. Однако понесенные в связи с этим расходы ему в полном объеме не возмещены.
Решением от 17.05.2007 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Шипуновская сельхозтехника" взыскано 60372 руб. 03 коп. убытков, В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю обжаловало его в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что вопрос о финансировании указанных льгот должен решаться на уровне бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Суд необоснованно пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком является Российская Федерация в лице Министерства финансов.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Шипуновская сельхозтехника" в период с сентября 2002 года по декабрь 2004 года оказывало коммунальные услуги медицинским работникам, проживающим в с. Шипуново, по отоплению жилых помещений, в которых проживают указанные специалисты, имеющие право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в силу Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", статьи 59 Жилищного кодекса РСФСР, части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан".
При этом истец руководствовался положением Решения Крайисполкома N 323 от 14.11.84, согласно которому льгота специалистам, проживающим в сельской местности, определяется исходя их норматива предоставленной услуги в расчете 12 кв.м. на человека.
Решениями судьи мирового участка N 2 Шипуновского района Алтайского края от 14.04.05 по искам медицинских работников признано неправомерным предоставление льготы по оплате коммунальных услуг в пределах установленной нормы, поскольку федеральное законодательство освобождает данную категорию специалистов от оплаты коммунальных услуг по отоплению в полном объеме.
По решениям суда с ОАО "Шипуновская сельхозтехника" в пользу указанных выше лиц взыскано 21584 руб. 64 коп. (без НДС) излишне уплаченных денежных средств.
Сумма невозмещенных расходов от предоставления льготы другим работникам больницы составила 70013 руб. 55 коп.
С учетом уменьшения цены иска размер затрат организации за период с декабря 2003 года по декабрь 2004 года составит: 60372 руб. 03 коп.
Данное обстоятельство подтверждается решениями мирового судьи, актом сверки, счетами-фактурами.
Согласно статье 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в спорный период, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Постановлением ВЦИК и СНК от 10.06.30 и постановлением Совета Министров РСФСР от 26.01.88 N 31 "О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительских учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках" предусмотрен порядок реализации льгот указанных категорий граждан за счет средств местного бюджета.
Статьей 5 ФЗ от 06.05.03 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" Постановление ВЦИК СНК от 10.06.30 признано утратившим силу. Статьей 2 указанного Закона установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93, абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Статьей 53 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что в 2004 году субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в сумме 1691778,0 тыс. руб. выделяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии со статьей 58 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год".
В соответствии со статьей 58 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в 2003 году установлены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели в сумме 1691778,0 тыс. руб., которые выделяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Предусмотренные в федеральном бюджете средства в виде субсидий 53791,5 тыс. руб. на 2003 год, 39253,4 тыс. руб. на 2004 год в полном объеме поступили в краевой бюджет, что подтверждается сведениями Министерства финансов РФ, законами края о бюджетах и исполнении бюджетов, и не оспаривается лицами, участвующим в деле.
Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правил).
В соответствии с пунктом 2 Правил Минфин РФ компенсирует фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год. Указанные компенсации предоставляются в виде субсидий на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели, и компенсирует только фактически понесенные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил).
Пунктам 4 и 5 Правил установлено, что субсидии перечисляются органами федерального казначейства на балансовый счет субъекта Российской Федерации и расходуются органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством.
Согласно законам Алтайского края "О краевом бюджете на 2003" и "О краевом бюджете на 2004 год" Шипуновскому району выделено субсидий из краевого бюджета за счет Фонда компенсаций федерального бюджета для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в размере 2798 тыс. руб. в 2003 году и 564,2 тыс. руб. в 2004 году.
Из представленных суду отчетов о финансировании Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Шипуновского района следует, что фактическая сумма расходов по компенсационным выплатам значительно превысила сумму финансовой помощи, переданной из вышестоящих бюджетов.
Согласно отчетам о расходовании финансовых средств районным бюджетом и реестров на финансирование компенсационных выплат следует, что сумма не финансирования по возмещению затрат по спорной категории льготников составила в 2003 году 1229 тыс. руб., в 2004 году 114,3 тыс. руб.
Сведений о не целевом использовании муниципальным образованием полученной финансовой помощи суду не представлено.
Также отсутствуют сведения о нецелевом использовании субъектом России Федерации финансовых средств, переданных в 2003-2004 годах в виде субсидий на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что средств на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, полученных Алтайским краем из федерального бюджета в 2003-2004 годах, оказалось недостаточно.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В силу статьи 71 Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", а также статьи 84 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих исключительно из федерального бюджета финансирование обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, расходы предприятий по представлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках не должны взыскиваться за счет средств бюджета субъекта или муниципального образования при отсутствии их финансирования на указанные цели из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, довод Министерства финансов РФ о том, что спорные расходы должны быть компенсированы за счет средств муниципального образования, судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку данное утверждение противоречит вышеуказанным правовым нормам.
Ссылку на Постановление Правительства РФ от 27.06.2003 N 377, суд обоснованно посчитал несостоятельной. Поскольку для финансирования спорных расходов в бюджетах на 2003-2004 год выделение собственных средств Алтайским краем не предусматривалось, основания для возникновения межбюджетных отношений между муниципальным образованием, субъектом и Российской Федерацией отсутствовали.
Поскольку льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам, проживающим в сельской местности, установлена федеральным законом, расходы по возмещению затрат организации, оказавшей соответствующую услугу льготной категории лиц, должны производится за счет средств казны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, как органа, осуществляющего обеспечение исполнение бюджета, что соответствует положениям статьи 1071 Гражданского кодекса РФ.
Довод Министерства финансов РФ о неправомерном взыскании с него расходов, образовавшихся у истца в результате предоставления льгот, со ссылкой на отсутствие вины министерства и причинно-следственной связи между его действиями и возникновением убытков необоснован, поскольку отношения, связанные с возмещением расходов, понесенных в связи с предоставлением спорных льгот, относятся к публично-правовым, а, следовательно, право ОАО "Шипуновская сельхозтехника" на получение компенсации не может быть поставлено в зависимость от вины Министерства финансов РФ.
Заявление о применении исковой давности судом правомерно отклонено, поскольку истец уменьшил размер исковых требований за счет исключения начислений, выходящих за пределы давностного срока.
Иск является обоснованным по размеру, поскольку сумма затрат подтверждается судебными актами, актами сверки, счетами-фактурами. При расчете цены иска истец исключил из отыскиваемой суммы налог на добавленную стоимость, что соответствует пункту 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ.
Заявленную к взысканию сумму истец правомерно определил как убытки на основании статей 15, 1064, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, суд исходя из правильного толкования норм материального права, правомерно удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
В удовлетворении иска к субъекту Российской Федерации - Алтайский край в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике, муниципальному образованию Шипуновскйи район в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации района обоснованно отказано.
На основании полного и всестороннего исследования материалов дела, надлежащей правовой оценки всех доказательств, суд кассационной инстанции не находит основания для отмены принятого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 17.05.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-16142/06-12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 августа 2007 г. N Ф04-5839/2007(37575-А03-39)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании