Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 сентября 2007 г. N Ф04-6069/2007(37846-А81-34)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Ноинко" (далее ООО "Ноинко") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкою автономною округа с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Губкинскому, управлению Федерального казначейства по г. Москве, Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве о признании действий по невозврату излишне уплаченного налога в установленный срок, неправомерными и обязании произвести возврат излишне уплаченною налога в сумме 692797,59 руб., о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога в размере 17462,29 руб.
Решением арбитражного суда от 26.02.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2007, заявленные требования удовлетворены в части обязания инспекции Федеральной налоговой службы по г. Губкинскому произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 864,95 руб. и пени в сумме 01,72 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение и постановление в части удовлетворенных требований отменить, в остальной в част оставить судебные акты без изменения. Полагает, что в соответствии с действующим законодательством зачет либо возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговым органом в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не производится, поскольку не определен орган, который должен производить зачет (возврат, и порядок его проведения); также указывает, что страховые взносы не отвечают признакам налоговых платежей.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная инстанция проверив в порядке статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального о права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения
Так, удовлетворяя заявленные требования в указанной части, арбитражный суд, оценив в совокупности фактические обстоятельства дела с имеющимися в материалах дела доказательствами, и дав им надлежащую правовую оценку в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял законные и обоснованные судебные акты, тогда как доводы налогового органа о невозможности применения положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат отклонению, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства.
В соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на страховую и накопительную часть трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплати обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в част осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 25 данного Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляйся налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельности налоговых органов.
Федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений, вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
Поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в соответствии с приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, оснований для отказа в проведении зачета вышеуказанной суммы у налогового органа не имелось.
Учитывая изложенное, зачет уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, что было предметом полного и всестороннего рассмотрении я в суде обеих инстанций.
При том судом обоснованно отмечено, что предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей.
В целом доводы кассационной жалобы налогового органа заявлены без учета выводов суда относительно установленных обстоятельств по делу и направлены на их переоценку, оснований к чему кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет
В свою очередь выводы арбитражного суда в обжалуемой части соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны при полном и всестороннем исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и в соответствии с нормами действующего налогового законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
При подаче кассационной жалобы налоговый орган не оплатил государственную пошлину.
На основании подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с налогового органа подлежи! взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1000 руб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26 02.2007 и постановление апелляционной инстанции от 18.05 2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкою автономного округа по делу N А81-4186/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 сентября 2007 г. N Ф04-6069/2007(37846-А81-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании