Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 сентября 2007 г. N Ф04-5156/2007(36825-А45-42)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "МАО" (далее - ООО "МАО", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция) с заявлением об обязании ее произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска" (далее - ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска).
Решением арбитражного суда от 13.03.2007 требования общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации; в действующем законодательстве отсутствуют нормы, прямо возлагающих на налоговые органы обязанность по осуществлению зачетов (возвратов) излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов; обязано осуществить возврат спорной суммы взносов государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации.
ООО "МАО" в отзыве на кассационную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражным судом норм материального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, за период с февраля по ноябрь 2006 года ООО "МАО" со своего расчетного счета перечисляло страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, однако в платежных поручениях ошибочно указало неверный код бюджетной классификации. Вместо КБК 18210202010061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии) указан код 18210202030061000160 (страховая часть трудовой пенсии).
В результате ошибки в оформлении платежных поручений у ООО "МАО" образовалась переплата в сумме 110582 рублей 08 копеек по коду бюджетной классификации 18210202030061000160, а по страховым взносам на финансирование страховой части трудовой пенсии имеется недоимка в сумме 110582 рублей 08 копеек, что подтверждается актом сверки расчетов и не оспаривается налоговым органом.
Обратившись с заявлением от 24.11.2006 N 40 в Инспекцию с просьбой зачесть излишне уплаченные взносы, ООО "МАО" получило отказ в виде письма от 12.12.2006 N 637, что послужило поводом для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив требования общества, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с положениями статьи 25 Закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий у органов Пенсионного фонда Российской Федерации по возврату (зачету) страховых взносов законодательно не имеется.
Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, возврат (зачет) ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, и в данном случае у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении зачета.
В связи с изложенным, суд правомерно признал недействительным отказ Инспекции и обязал налоговый орган произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 110582 рублей 08 копеек в счет уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 110582 рублей 08 копеек.
Судом исследованы обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется. На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по рассмотрению кассационной жалобы относятся на налоговый орган.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 13.03.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1741/07-40/6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска государственную пошлину 1000 руб. в федеральный бюджет.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2007 г. N Ф04-5156/2007(36825-А45-42)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании