Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 сентября 2007 г. N Ф04-6559/2007(38442-А03-6)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Чумыш" (далее - ЗАО "Чумыш") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Алтайскому краю, г. Заринск, (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения N РА-01 от 09.01.2007.
Решением от 27.06.2007 Арбитражного суда Алтайского края, заявленные ЗАО "Чумыш" требования удовлетворены, признано недействительным решение налогового органа N РА-01 от 09.01.2007. Арбитражный суд исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует положениям статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение арбитражного суда и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда. Считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, считает, что решение арбитражного суда подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, в отношении ЗАО "Чумыш" налоговым органом проведена выездная налоговая проверка по вопросам полноты исчисления и своевременности уплаты следующих налогов: налога на прибыль за период с 01.01.2003 по 3.12.2005; налога на имущество за период с 01.01.2003 по 31.12.2005; налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за период с 01.01.2003 по 31.12.2005; транспортного налога за период с 01.01.2003 по 31.12.2005; земельного налога за период с 01.01.2003 по 31.12.2005; платы за пользование водными объектами за период с 01.01.2003 по 31.12.2005; налога с продаж за период с 01.01.2003 по 31.12.2005; целевого сбора на благоустройство территории за период с 01.01.2003 по 31.12.2005; единого сельскохозяйственного налога за период 01.01.2004 по 31.12.2004; единого социального налога (далее - ЕСН) за период с 01.01.2004 по 31.12.2005; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2005; налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 16.11.2004 по 22.08.2006.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт N АП-76 от 04.12.2006, на основании которого вынесено решение N РА-01 от 09.01.2007 о привлечении ЗАО "Чумыш" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль в виде штрафа в сумме 2902,40 руб.; за неуплату (неполную уплату) НДС в виде штрафа в сумме 333189,20 руб. в том числе за ноябрь 2003 года в сумме 1876,80 руб., за 2004 год в сумме 161880,40 руб., за 2005 год в сумме 169432 руб.; за неуплату неполную уплату) транспортного налога в виде штрафа в сумме 6723,8 руб. в том числе за 2003 год - 2308,40 руб., за 2004 год - 2105,40 руб., за 2005 год - 2310 руб.; за неуплату (неполную уплату) налога на имущество в виде штрафа в сумме 41905 руб. в том числе за 2003 год - 133 руб., за 2005 - 41772 руб.; за неуплату (неполную уплату) ЕСН в виде штрафа в сумме 135594,32 руб.; за неуплату (неполную уплату) ЕСН по командировочным расходам в виде штрафа в сумме 575,06 руб. По статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации ЗАО "Чумыш" привлечено к налоговой ответственности за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) НДФЛ в виде штрафа в сумме 116313,60 руб.
За непредставление ЗАО "Чумыш" налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, привлечено к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 30 процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый полный и неполный месяц начиная со 181-го дня, по налогу на прибыль за 2005 год в виде штрафа в сумме 3816,40 руб.; по налогу на имущество за 2005 год в сумме 146202 руб.; по НДС в налоговый орган за январь 2004 года в течение более 180 дней в сумме 121299,20 руб., за февраль 2004 года в сумме 165149,40 руб., за март 2004 года в сумме 192348 руб., за апрель 2004 года в сумме 171769,90 руб., за май 2004 года в сумме166272,40 руб., за июнь 2004 года в сумме 165982,50 руб., за июль 2004 года в сумме 168454 руб., за август 2004 года в сумме 205492,50 руб., за сентябрь 2004 года в сумме 262896 руб., за октябрь 2004 года в сумме 294381,60 руб., за ноябрь 2004 года в сумме 86310,40 руб., за декабрь 2004 года в сумме 105558,60 руб., за январь 2005 года в сумме 121772 руб., за февраль 2005 года в сумме 110150,60 руб., за март 2005 года в сумме 121456,80 руб., за апрель 2005 года в сумме 112961,60 руб., за май 2005 года в сумме 124345,60 руб., за июнь 2005 года в сумме 122305,50 руб., за июль 2005 года в сумме 97101,20 руб., за август 2005 года в сумме 112387,60 руб., за сентябрь 2005 года в сумме 84550,80 руб., за октябрь 2005 года в сумме 81000,70 руб., за ноябрь 2005 года в сумме 73889,00 руб., за декабрь 2005 года в сумме 55213,20 руб.; за непредставление налоговой декларации по ЕСН - в сумме 1282683,13 руб.
Также данным решением доначислены: налог на прибыль в сумме 14512 руб., НДС в сумме 1694431 руб., налога на имущество в сумме 209525 руб., транспортный налог в сумме 33619 руб., налог с продаж в сумме 6367 руб., НДФЛ в сумме 897 руб., ЕСН в сумме 657555,33 руб., страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 472,08 руб., а также 920047,18 руб. пени.
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, ЗАО "Чумыш" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленное требование, не учел следующее.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений государственных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает нарушают ли решения права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Из пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа.
Вместе с тем, в пункте 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 указано, что по смыслу пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В этом случае суд должен оценивать характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
В связи с этим арбитражный суд, рассматривая данный спор должен был проверить не только соблюдение налоговым органом порядка вынесения решения о привлечении ЗАО "Чумыш" к налоговой ответственности, но и его законность по существу за весь проверяемый период 2003-2005 года по всем налогам.
Арбитражный суд не исследовал вопрос о том оспорило ли ЗАО "Чумыш" в судебном порядке решение налогового органа по существу налоговых правонарушений.
Учитывая, что допущенные нарушения могли привести к принятию неправильного решения, судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо дать оценку материалам дела с учетом действующего законодательства, при необходимости предложить ЗАО "Чумыш" уточнить основания заявленного требования, распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.06.2007 по делу N А03-2630/2007-34 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2007 г. N Ф04-6559/2007(38442-А03-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании