Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 сентября 2007 г. N Ф04-6643/2007(38548-А02-23)
(извлечение)
Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее - УФАС по Республике Алтай) о признании недействительными решения от 07.02.2007 и предписания N 1 от 07.02.2007.
Определением суда от 03.04.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены предприниматели С., Ш. и Н.
Решением суда первой инстанции от 14.06.2007, оспариваемые Комитетом ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай ненормативные акты антимонопольного органа признаны недействительными.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе УФАС по Республике Алтай, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 422 от 16.11.2006, Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 898 от 06.08.1998, пункта 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 3 Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", просит отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Комитета ветеринарии с Госветинепекцией Республики Алтай.
По мнению антимонопольного органа, арбитражные суды сделали неправильный вывод о том, что выдача ветеринарных сопроводительных документов не является формой государственного ветеринарного надзора.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанция изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы инспекции и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно материалов дела, УФАС по Республике Алтай на основании заявлений предпринимателей С., Ш. и Н. проведена проверка, по результатам которой принято решение от 07.02.2007 о нарушении Комитетом ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай требований пункта 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Во исполнение указанного решения УФАС по Республике Алтай выдано предписание N 1 от 07.02.2007, которым на Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай возложена обязанность по прекращению взимания платы за оформление ветеринарного свидетельства формы N 2 и ветеринарной справки формы N 4 с предпринимателей и юридических лиц, занимающихся производством продукции животноводства промышленного изготовления, требования о получении оригинала ветеринарных сопроводительных документов на платной основе на каждую торговую точку (кроме продовольственных рынков) предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере оборота продуктов животного происхождения.
Не согласившись с указанными ненормативными актами антимонопольного органа, Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями статей 5 и 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", пункта 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что федеральные органы государственной ветеринарной службы осуществляют как функции связанные с оказанием ветеринарных услуг, так и ветеринарного надзора.
Оформление документов на подконтрольные госветнадзору грузы до ноября 2006 года осуществлялось в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы от 12.04.1997 N 13-7-2/871. Данная Инструкция признана утратившей силу в связи с утверждением приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов.
Согласно пункту 1.2 данных Правил на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации выдаются ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места, его выхода и позволяющие идентифицировать груз.
При этом, партии грузов, перечисленные в Приложении N 19 к названным Правилам должны сопровождаться ветеринарными свидетельствами форм NN 1, 2, 3 - при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации; ветеринарными справками формы N 4 - при перевозке грузов в пределах района (города),
В связи с принятием Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898 в соответствии с Законом о ветеринарии разработаны и утверждены Правила оказания платных ветеринарных услуг. Названные правила определяют порядок и условия предоставления платных ветеринарных услуг владельцам (физическим лицам) животных, продуктов животноводства и других видов продукции, подконтрольной ветеринарной службе.
Так, к платным ветеринарным услугам, в частности, относится оформление и выдача ветеринарных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и др.).
Таким образом, оформление и выдача ветеринарных сопроводительных документов на платной основе не относится к мероприятиям связанным с осуществлением государственного ветеринарного контроля (надзора), а также не может препятствовать, ограничивать конкуренцию и ущемлять интересы хозяйствующих субъектов, занимающихся производством и реализацией продукции животноводства промышленного изготовления.
Кроме того, согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не имеют удостоверений качества и безопасности.
В силу требований статьи 5 названного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и в сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
На основании пункта 3.4 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утверждением приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422, ветеринарные сопроводительные документы, не соответствующие требованиям пунктов 3.1, 3.2 и 3.3 настоящих Правил, а также заполненные разными чернилами, шрифтами, почерками, имеющие исправления, неясный оттиск печати, без печати, без подписи, без полного наименования должности, без указания фамилии, инициалов специалиста, подписавшего ветеринарный сопроводительный документ, без указания всех требуемых сведений, в т.ч. даты их выдачи, а также копии документов считаются недействительными.
Следовательно, реализация мясопродуктов (пельменей и студней) в отсутствии подлинных ветеринарных свидетельств или справки (документов свидетельствующих о качестве и безопасности пищевых продуктов) является нарушением ветеринарно-санитарных правил реализации продукции животноводства.
С учетом изложенного, арбитражный суд правомерно признал недействительными, оспариваемые Комитетом ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай решение от 07.02.2007 и предписание N 1 от 07.02.2007 УФАС по Республике Алтай.
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда не противоречат нормам материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.06.2007 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-173/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 сентября 2007 г. N Ф04-6643/2007(38548-А02-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании