Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 октября 2007 г. N Ф04-6852/2007(38844-А45-26)
(извлечение)
Государственное образовательное учреждение среднего профессионально образования "Новосибирская специальная средняя школа милиции" (далее - ГОУ СПО "Новосибирская специальная средняя школа милиции МВД России", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району города Новосибирска (далее - налоговый орган) о признании недействительным требования об уплате налога и пени N 67688 по состоянию на 16.11.2006 в сумме 1 143 554 руб. 37 коп., а так же о признании недействительным требования об уплате налога N 65619 по состоянию на 25.10.2006 в сумме 1 955 322 руб. 97 коп.
Решением от 25.04.2007 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 02.07.2007 апелляционной инстанции решение суда от 25.04.2007 оставлено без изменения.
Суд обеих инстанций мотивировал данный вывод тем, что ГОУ СПО "Новосибирская специальная средняя школа милиции МВД России" относится к учреждениям, земельные участки и имущество которым предоставлено для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, поэтому земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены учреждению, входящему в систему МВД РФ, относятся к землям обеспечения безопасности, ограничены в обороте и не являются объектом налогообложения по земельному налогу.
Имущество, являющееся федеральной собственностью и принадлежащее на праве оперативного управления Учреждению, входящему в систему органов, организаций и подразделений МВД РФ, являющегося федеральным органом исполнительной власти, не является объектом обложения налогом на имущество в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт.
Считает, что поскольку обязанность по уплате налога учреждение самостоятельно не исполнило, налоговым органом правомерно были выставлены оспариваемые требования об уплате налога.
Указывает, что для признания (непризнания) земельных участков, занимаемых учреждением, объектами, не подпадающими под налогообложения по земельному налогу, необходимы документы, подтверждающие отнесение указанных земельных участков к землям обороны и безопасности.
Полагает, что органы внутренних дел не являются плательщиками земельного налога, поскольку предоставленные им земельные участки не являются объектом обложения земельным налогом, однако считает, что предоставляемые образовательным научно-исследовательским, медицинским и иным организациям, подведомственным МВД России и имеющим правовой статус бюджетных учреждений и предприятий, земельные участки должны признаваться объектом обложения земельным налогом, поскольку данные организации не являются органами внутренних дел (исполнительными органами власти), в которых предусматривается прохождение такого вида федеральной государственной службы, как правоохранительная, и не относится к силам, обеспечивающим безопасность в соответствии с Законом N 2446-1.
Заявителем ни в налоговый орган, ни в судебное заседание не были представлены документы, подтверждающие, что спорный земельный участок включен в состав земель, относящихся к ограниченным в обороте.
Доводы заявителя о том, что он не обязан уплачивать налог на имущество, земельный налог, по мнению налогового органа не могут быть положены в основу недействительности оспариваемого требования N 65619 по состоянию на 25.10.2006, N 67688 по состоянию на 16.11.2006, соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В отзыве ГОУ СПО "Новосибирская специальная средняя школа милиции МВД России" просит оставить без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, поскольку школа, в числе прочих организаций, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров органов внутренних дел, также входит в систему органов и подразделений МВД России, через которую Министерство осуществляет свою деятельность по реализации задач, возложенных на органы внутренних дел.
Поскольку земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены школе, входящей в систему МВД России и выполняющей задачи обеспечения безопасности, эти земельные участки относятся к землям обеспечения безопасности, ограничены в обороте, поэтому не являются объектами налогообложения.
В отзыве МВД РФ просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, поскольку имущество школы не подлежит приватизации, является государственной собственностью.
Земли, находящиеся под объектами школы, также имеют целевой характер, ограничены в обороте и не подлежат налогообложению.
Заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзывах, суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к выводу об оставлении принятых по настоящему делу судебных актов без изменения.
Материалами дела установлено, что ГОУ СПО "Новосибирская специальная средняя школа милиции МВД России" в налоговый орган были представлены налоговые декларации по налогу на имущество и земельному налогу за 1 квартал, полугодие и девять месяцев 2006 года.
На основании указанных деклараций налоговым органом были выставлены в адрес учреждения требования об уплате налога N 67688 по состоянию на 16.11.2006, согласно которому предложено было уплатить налог на имущество и земельный налог в сумме 1 039 345 руб. и пени в сумме 104 209 руб. 37 коп.; N 65619 по состоянию на 25.10.2006 об уплате налога на имущество и земельного налога в сумме 1 953 705 руб. и пени в сумме 1617 руб. 97 коп.
Не согласившись с указанными требованиями, ГОУ СПО "Новосибирская специальная средняя школа милиции МВД России" оспорило их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные учреждением требования, по эпизоду, касающемуся применения учреждением льготы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, суды обоснованно исходили из следующего.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе применять налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Нормой статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.
Из содержания подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что льгота по налогу на имущество предоставляется тем организациям, которые относятся к федеральным органам исполнительной власти, использующим имущество, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Одним из обязательных условий для применения данной льготы является то, что кадровые работники данных организаций должны состоять на военной и (или) приравненной к ней службе.
Статья 6 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяет правоохранительную службу как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 7 названного Федерального закона
Система государственной службы, согласно нормам статьи 2 данного Федерального закона, включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны (другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях.
В силу Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его Систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно уставу за ГОУ СПО "Новосибирская специальная средняя школа милиции МВД России" в установленном порядке закрепляются на праве оперативного управления объекты федеральной собственности (здания, сооружения, имущество).
Имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, является федеральной собственностью. Это подтверждается выписками из реестра объектов федерального имущества Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Судом установлено, что в ГОУ СПО "Новосибирская специальная средняя школа милиции МВД России" военнослужащие (офицеры) проходят воинскую службу, назначены штатные воинские должности в соответствии со штатным расписанием.
Кассационная инстанция считает, что суды, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, пришли к правильному выводу, что закрепленное за заявителем имущество, не является объектом налогообложения по налогу на имущество.
Каких-либо доказательств того, что имущество, принадлежащее учреждению на праве оперативного управления, являющееся федеральной собственностью, используется учреждением в иных целях, кроме осуществления уставной деятельности, налоговым органом не представлено.
В части касающейся доначисления земельного налога, суды приняли по существу правильное решение, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте, в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации "О безопасности" от 05.03.1992 N 2446-1 силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в частности, Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 N 17-П служба в органах внутренних дел Российской Федерации представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанный с обеспечением обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 314, Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 и пунктом 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927, в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, к числу которых отнесено Министерство внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
В подпункте 5 пункта 8 Положения о МВД России, устанавливающим полномочия МВД России, предусмотрено, что МВД России организует кадровое обеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 1139-р Новосибирская школа милиции включена в перечень федеральных образовательных учреждений Министерства внутренних дел России.
Суд, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, установил, что согласно уставу учреждение является средним специальным учебным заведением МВД РФ, осуществляющим подготовку специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу о том, что учреждение входит в систему органов, организаций и подразделений МВД РФ, через которую Министерство внутренних дел осуществляет свою деятельность по реализации задач, возложены на органы внутренних дел.
В определенных случаях курсанты и слушатели Школы милиции, в соответствии с законом, могут привлекаться к непосредственной охране общественного порядка и общественной безопасности. Это подтверждается пунктом 13 Устава Новосибирской школы милиции, где закреплено положение о том, что школа может быть привлечена к выполнению задач, возложенных на милицию, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, по согласованию с руководством МВД России.
Учреждения системы МВД России, являющиеся органами исполнительной власти Российской Федерации, используют принадлежащее им имущество для нужд обеспечения безопасности и охраны правопорядка. К силам обеспечения безопасности согласно части 2 статьи 12 Федерального закона "О безопасности" от 05.03.1992 г. N 2446-1 отнесены и органы внутренних дел, в том числе Новосибирская школа милиции.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, земельные участки, расположенные в городе Новосибирске по адресам; ул. Дмитрия Донского, 10; ул. Жуковского, ул. Шапошникова, 11, необходимые для обслуживания школы милиции, предоставлены Новосибирской школе милиции в постоянное бессрочное пользование постановлениями мэрии города Новосибирска N 495 от 22.03.2001 и N 1694 от 29.07.2002.
Кассационная инстанция считает правомерным вывод суда о том, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены Новосибирской школе милиции, входящей в систему МВД РФ, относятся к землям обеспечения безопасности, ограничены в обороте и не являются объектом налогообложения по земельному налогу.
Судом первой и апелляционной инстанции правильно применены нормы материально и процессуального права, выводы суда по существу спора соответствуют собранным по делу доказательствам и фактическим обстоятельствам.
Решая вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, суд кассационной инстанции исходит из положений статьи 111 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации, учитывая, что школой поданы налоговые декларации с заявленными суммами налога, подлежащими уплате, и впоследствии в налоговый орган уточненные налоговые декларации не представлены, то есть спор возник по вине самого заявителя, государственная пошлина в размере 1 000 рублей в доход федерального бюджета за рассмотрение кассационной жалобы подлежит взысканию с ГОУ СПО "Новосибирская специальная средняя школа милиции МВД России".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 111, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.04.2007 и постановление от 02.07.2007 апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-19426/2007-46/34 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Новосибирская специальная средняя школа милиции" государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1 000 рублей в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 октября 2007 г. N Ф04-6852/2007(38844-А45-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании