Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 октября 2007 г. N Ф04-7248/2007(39215-А45-29)
(извлечение)
Предприниматель Р. обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительной справки Администрации Дзержинского района города Новосибирска (далее по тексту Администрация) от 22.12.2006 N 477/13-4 о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Новосибирск ул. Есенина, 4.
В обоснование заявленных требований ссылается на несоответствие справки статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушающей ею права в сфере предпринимательской деятельности.
Решением от 11.04.2007 Арбитражного суда Новосибирской области требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение арбитражного суда и оставить заявление без рассмотрения. Податель жалобы считает, что требование предъявлено не к тому лицу, так как администрация является органом, уполномоченным по доведению информации до владельцев земельных участков.
Отзыв на кассационную жалобу от заявителя к моменту рассмотрения дела в суд не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 21.12.2004 между Департаментом земельных и имущественных отношений г. Новосибирска и Р. заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 1690 кв.м с кадастровым номером 54:35:014195:0024, с расположенным на нем кафе по адресу: г. Новосибирск, Дзержинский район, ул. Есенина д. 41.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 08.08.2005 указанный земельный участок зарегистрирован на праве собственности за Р., на основании свидетельства о государственной регистрации права от 31.08.2001 за Р. зарегистрировано право собственности на здание (кафе) площадью 413,40 кв.м по адресу: г. Новосибирск, Дзержинский район, улица Есенина, дом 41.
Р. обратился в Администрацию с заявлением о выдаче ему справки о кадастровой стоимость земельного участка.
Администрацией 22.12.2006 Р. выдана справка за N 477/15-4 о кадастровой стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Есенина д. 41, кадастровый номер 54:35:01:4195:0024, площадью 1690 кв.м 24451126,30 руб.
Считая справку незаконной, Р. обратился в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные Р. требования, арбитражный суд исходил из того, что заявленные требования являются обоснованными.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При принятии судебного акта, арбитражный суд не указал какому закону или нормативно-правовому акту противоречит оспариваемое письмо и какие права и охраняемые интересы заявителя, как предпринимателя, нарушаются указанной справкой.
В отзыве на заявление Р. Администрация указала на то, что лишь доводит до сведения землевладельцев информацию о кадастровой стоимости земли.
Арбитражным судом, при принятии судебного акта, не была дана оценка данным доводам.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которыми определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и для целей земельного кадастра.
Согласно указанным Правилам, государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведение государственного земельного кадастра.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Следовательно, для разрешения спора о соответствии кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Р., указанной в справке, закону или нормативно-правовым актам, следовало привлечь к участию в деле территориальный орган Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, осуществляющего государственную кадастровую оценку земель.
Таким образом, принятое решение арбитражного суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует учесть замечания, изложенные в постановлении.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.04.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1005/2007-50/11 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 октября 2007 г. N Ф04-7248/2007(39215-А45-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании