Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 октября 2007 г. N Ф04-6910/2007(38886-А46-23)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская Промышленно-Энергетическая Компания" (далее - ООО "СПЭК") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 57 от 07.06.2006 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 20 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 04.04.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2007, в удовлетворении заявления ООО "СПЭК" отказано.
В кассационной жалобе ООО "СПЭК" просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
По мнению ООО "СПЭК", в его действиях по использованию для краткосрочных строительных работ под застройку офисного комплекса части земельного участка без правоустанавливающих документов на землю, отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "СПЭК" считает, что Управление нарушило порядок привлечения к административной ответственности, поскольку не уведомило о планируемом 06.06.2006 осмотре территории, а также не ознакомило с протоколом осмотра лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Кроме того, ООО "СПЭК" полагает, что суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен был указать в судебном акте мотивы, по которым отклонил доводы апелляционной жалобы и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылался заявитель.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением по результатам внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства составлены акт от 07.2006, протокол N 41 от 07.06.2006 об административном правонарушении и вынесено постановление N 57 от 07.06.2006 о привлечении ООО "СПЭК" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Основанием для назначения административного наказания послужил вывод административного органа о нарушении ООО "СПЭК" требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что указанное постановление Управления не соответствует закону, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "СПЭК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2002 N 833, Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель.
Государственные инспекторы по использованию и охране земель при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право составлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности.
Согласно пункту 1 статьи 25, статьей 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, а также подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами, договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год.
В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно статье 23.21 Кодекса рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель.
Исследовав материалы дела, обе судебные инстанции установили, что на основании распоряжения мэра г. Омска от 14.03.2005 N 521-р и договора аренды N Д-Ц-13-6004 от 26.08.2005 ООО "СПЭК" для общественно-деловых целей под строительство офисного комплекса был предоставлен земельный участок кадастровый номер 55:36:040117:3023, относящийся к категории земель поселений, в границах города Омска общей площадью 3 276 кв.м., расположенный: по ул. Краснофлотская (Центральный округ) в 25 метрах юго-восточнее относительно ориентира 5-этажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Краснофлотская, д. 8.
Извещением N 90 от 25.05.2006 ООО "СПЭК" уведомлялось о проведении с 25.05.2006 по 25.06.2006 внеплановой проверки по государственному земельному контролю, а директору предприятия или его представителю предлагалось явиться в Управление 05.06.2006 в 11.30 часов и представить для проведения проверки учредительные документы, имеющиеся документы на право пользования земельным участком, документы на объект недвижимости.
Согласно уведомлению о вручении указанное извещение N 90 от 25.05.2006 было получено ООО "СПЭК" 30.05.2006.
Поскольку законный представитель ООО "СПЭК" не явился в Управление в назначенное место и время государственным инспектором по использованию и охране земель с участием главного специалиста департамента недвижимости администрации г. Омска проведен осмотр территории ООО "СПЭК", в ходе которого установлено, что предприятие использует для размещения строительной площадки земельный участок площадью около 4 000 кв.м., расположенный относительно здания, имеющего почтовый адрес: ул. Краснофлотская, д. 8, в Центральном административном округе г. Омска, о чем составлен протокол от 06.06.2006.
Из объяснений С. законного представителя ООО "СПЭК", присутствующего при составлении протокола N 41 от 07.06.2006 об административном правонарушении, следует, что часть земельного участка, используемого для размещения строительной площадки, не была оформлена предприятием.
Поскольку материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что им использовался для размещения строительной площадки земельный участок в больших размерах, чем указано в документах, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления об отмене и признании незаконным постановления Управления N 57 от 07.06.2006 о привлечении ООО "СПЭК" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 20 000 руб.
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.04.2007 и постановление апелляционной инстанции от 27.07.2007 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9517/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 октября 2007 г. N Ф04-6910/2007(38886-А46-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании