Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 октября 2007 г. N Ф04-7113/2007(39140-А46-3)
(извлечение)
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнеомском районе Омской области (далее - Управление ПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, С. (далее - предприниматель С.) о взыскании на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) штрафа в размере 180 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, о себе как застрахованном лице.
Заявленные требования мотивированы тем, что предприниматель в нарушение пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и пункта 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318 (далее - Инструкция), не представил в территориальный орган Пенсионного фонда РФ до 01.03.2007 сведения о страховых взносах за 2006 год, страховом номере индивидуального лицевого счета, фамилии, имени, отчестве, а также копии платежных документов.
Решением от 23.07.2007 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных Управлением ПФ требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление ПФ РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять новое - об удовлетворении заявленных им требований.
Считает, что системное толкование статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Закон N 167-ФЗ) и пункта 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ позволяет сделать вывод, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, признаются законодателем страхователями, а следовательно, обязаны своевременно предоставлять сведения, необходимые для организации персонифицированного учета и в случае неисполнения данной обязанности - нести ответственность, предусмотренную пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Указывает, что срок для представления индивидуальных сведений физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, установлен пунктом 38 Инструкции.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, С. состоит на учете в Управлении ПФ РФ в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуальный предприниматель, не имеющий наемных работников.
Управлением ПФ РФ 04.04.2007 проведена камеральная проверка своевременности предоставления предпринимателем С. сведений персонифицированного учета о себе, как застрахованном лице.
По результатам проверки Управлением ПФ РФ составлен акт от 04.04.2007 N 16 и вынесено решение от 07.05.2007 N 13 о привлечении предпринимателя С. к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 180 руб.
На основании указанного решения в адрес предпринимателя выставлено требование от 07.05.2007 N 13 об уплате штрафа. Неисполнение предпринимателем С. данного требования в добровольном порядке в установленный в нем срок до 22.05.2007, послужило основанием для обращения Управления ПФ РФ в суд с заявлением о взыскании с него суммы штрафа в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Омской области исходил из того, что срок для представления сведений установлен только для индивидуальных предпринимателей-работодателей. Для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, срок представления сведений не установлен.
Кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Для обязательного пенсионного страхования таковым является Закон N 167-ФЗ, подпункт 2 пункта 1 статьи 6 которого к числу страхователей относит не только лиц, выступающих в роли работодателей, но и индивидуальных предпринимателей, производящих уплату страховых взносов за самих себя.
Одновременно в статье 7 Закона N 167-ФЗ определено, что граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, являются застрахованными лицами.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, у которых отсутствуют наемные работники, одновременно являются и страхователями и застрахованными лицами.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Следовательно, предприниматели и при отсутствии у них работников обязаны представить сведения по персонифицированному учету в Пенсионный фонд РФ.
Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В целях организации индивидуального (персонифицированного) учета лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
Так в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, признаются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.
Из содержания указанной нормы следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда РФ по месту своей регистрации в качестве страхователей.
Сведения о страховом стаже и страховых взносах, которые представляют о себе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, в органы Пенсионного фонда РФ определены пунктами 5 и 6 статьи 11 упомянутого Федерального закона. В частности, к ним отнесены: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; сумма уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.
Пункт 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ устанавливает, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта в орган ПФ РФ о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховых взносах и страховом стаже. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения в том же порядке.
Из анализа статьи 11 Закона N 27-ФЗ следует, что срок сдачи сведений персонифицированного учета установлен только для страхователей, уплачивающих страховые взносы за своих наемных работников. При этом срок для представления физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, указанных сведений настоящим Законом не установлен.
Согласно статье 19 Закона N 27-ФЗ Правительством РФ утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Во исполнение положений указанной статьи Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в пункте 38 которой установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (пункт 2 Инструкции).
Доводы суда о том, что Правительство РФ, определив в Инструкции срок для представления физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, сведений, перечисленных в пунктах 5 и 6 статьи 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, превысило полномочия, предусмотренные в статье 19 названного Закона, несостоятельны.
Статьей 115 Конституции РФ и статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" установлено, что Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления.
В соответствии со статьей 8' Закона N 27-ФЗ, устанавливающей общие правила учета сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, Пенсионный фонд РФ осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ.
Таким образом, Правительство РФ, установив в Инструкции срок представления сведений о страховом стаже и страховых взносах для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, действовало в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ", а также статьей 19 Закона N 27-ФЗ.
На основании вышеизложенного, вывод суда о том, что срок представления в Пенсионный фонд РФ обязательных сведений физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, не установлен, является ошибочным.
В силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе давать оценку фактическим обстоятельствам, которые должны быть установлены судами первой и (или) апелляционной инстанций.
Поскольку фактические обстоятельства, связанные с вменяемым предпринимателю правонарушением, судом не устанавливались, то решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует исследовать вопросы наличия или отсутствия в действиях предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьей 17 Закона N 27-ФЗ, соблюдения Управлением ПФ РФ досудебного порядка урегулирования спора и срока давности взыскания санкции, предусмотренного статьей 115 Налогового кодекса РФ, а также наличия смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств. С учетом обстоятельств, установленных при новом рассмотрении, принять законное и обоснованное решение и распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение от 23.07.2007 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-5805/2007 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2007 г. N Ф04-7113/2007(39140-А46-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании