Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 октября 2007 г. N Ф04-6746/2007(38664-А03-23)
(извлечение)
Частное образовательное учреждение "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" (далее по тексту - ЧОУ "Школа Евстафьева") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным действия Управлению администрации Октябрьского района города Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике (далее по тексту - Управление), Комитету Администрации города Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике (далее по тексту - Комитет), выразившегося в распределении субвенций на 2005 и 2006 года для ЧОУ "Школа Евстафьева" в размере менее необходимого для реализации основных общеобразовательных программ и обязании установить размер субвенций на 2005 и 2006 годы исходя из размера бюджетного финансирования, утвержденного в 2004 году.
Заявленные требования обоснованны тем, что норматив субвенций на финансирование школы на одного обучающегося в год, утвержденный с 01.01.2004, являлся достаточным для реализации основных общеобразовательных программ. При распределении субвенций в 2005 и 2006 годы Управление и Комитет выделили ЧОУ "Школа Евстафьева" финансирование в размере ниже необходимого, чем нарушили положения подпункта 6.1 пункта 6 статьи 29 Закона РФ "Об образовании".
К участию в деле привлечено третье лицо - учредитель ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" Е.
Решением от 15.05.2007 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.07.2007, в удовлетворении требований отказано.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, судебные инстанции исходили из того, что с 01.01.2005 финансирование негосударственных образовательных учреждений является не обязанностью, а правом органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. Средства на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования в негосударственных общеобразовательных учреждениях в бюджете соответствующего уровня могут быть предусмотрены при условии наличия дополнительных и достаточных источников финансирования.
По мнению подателя жалобы, судебными инстанциями не учтено то обстоятельство, что в обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования негосударственные образовательные учреждения имеют право на государственное финансирование с момента их государственной аккредитации не ниже нормативов, установленных для государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает жалобу, не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ЧОУ "Школа Евстафьева" имеет лицензию N 115977 от 15.06.2004 г. на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам общего образования, а также свидетельство о государственной аккредитации от 22.09.2004 АА N 031788.
Полагая, что государственная аккредитация дает школе право на государственное финансирование в соответствии с установленным видом образовательного учреждения, а Управление и Комитет в 2005 и 2006 году значительно снизили объемы финансирования ЧОУ "Школа Евстафьева", заявитель обратился в арбитражный суд.
Оставляя решение суда первой и апелляционной инстанций без изменения, суд кассационной инстанции исходит из установленных обстоятельств по делу и следующих норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 данного Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации только для образовательных учреждений субъектов Российской Федерации (то есть государственных образовательных учреждений Алтайского края) и для муниципальных образовательных учреждений, на цели расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.
Для негосударственных образовательных учреждений (в том числе ЧОУ "Школа Евстафьева") органы государственной власти Алтайского края не устанавливают нормативы финансирования.
Часть 7 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями), которая ранее предусматривала, что негосударственные образовательные учреждения получают право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ, утратила силу с 01.01.2005 - с момента введения в действие Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, с 01.01.2005 негосударственные образовательные учреждения, в том числе ЧОУ "Школа Евстафьева", утратили право на финансирование за счет средств краевого и (или) местного бюджета.
Следовательно, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления ЧОУ "Школа Евстафьева" о признании незаконным действия Администрации г. Барнаула, Комитета администрации города Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике, выразившихся в распределении субвенций на 2005 и 2006 годы для ЧОУ "Школа Евстафьева" в размере менее необходимого для реализации основных общеобразовательных программ и обязании установить размер субвенций на 2005 и 2006 годы исходя из размера бюджетного финансирования, утвержденного в 2004 году.
Доводы заявителя жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, которые установлены обеими судебными инстанциями и им дана правильная оценка. Оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции, в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Судами обеих инстанций требования норм материального и процессуального права соблюдены.
По изложенным мотивам, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.05.2007 и постановление апелляционной инстанции от 27.07.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-934/2007-36 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2007 г. N Ф04-6746/2007(38664-А03-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании