Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 октября 2007 г. N Ф04-7172/2007(39222-А03-43)
(извлечение)
Прокурор Бийского района Алтайского края (далее по тексту - прокурор) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Первомайскому сельскому потребительскому обществу (далее по тексту - Общество) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что Общество использует объект нежилого фонда, находящийся в федеральной собственности без согласия собственника имущества.
Решением от 20.06.2007, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.07.2007 Арбитражного суда Алтайского края, заявленные прокурором требования удовлетворены в полном объеме.
Принимая решения, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана материалами административного дела.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
По мнению Общества, судебные инстанции не полностью исследовали все обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор Бийского района Алтайского края просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов изложенных в кассационной жалобы и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Бийского района Алтайского края проведена проверка исполнения законодательства об использовании находящихся в федеральной собственности объектов нежилого фонда.
В результате проверки установлено, что 10.01.2007 между Федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Сельскохозяйственный техникум "Бийский" и Обществом заключен договор аренды N 2 нежилого помещения общей площадью 51 квадратный метр, расположенного в здании магазина по адресу: п. Ясная Поляна Бийского района, ул. Центральная, 13, для производственных нужд, сроком действия до 31.12.2007. За пользование нежилым помещением Общество обязано вносить арендную плату в размере 2507,70 руб. с учетом НДС ежемесячно, срок внесения арендной платы не оговорен.
Кроме того, 10.01.2007 между Федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Сельскохозяйственный техникум "Бийский" и Обществом заключен договор аренды N 1 нежилого помещения общей площадью 60 квадратных метров, расположенного в здании конторы-магазина по адресу: п. Березовая Горка, Бийского района, ул. Центральная, 21 для производственных нужд.
Указанные в договорах аренды нежилые помещения являются объектами федеральной собственности, которые закреплены за Федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Сельскохозяйственный техникум "Бийский" на праве оперативного управления, о чем указано в свидетельстве о внесении в реестр федерального имущества от 26.04.2000, реестровый номер 2200622.
Заключение договоров аренды нежилых помещений NN 1, 2 от 10.01.2007 не было согласовано с собственником имущества, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю.
По данному факту 24.04.2007 прокурор Бийского района Алтайского края вынес постановление о возбуждении в отношении Общества производства по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Ссылаясь на указанные в постановлении обстоятельства, прокурор обратился в суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые и обжалуемые по делу судебные акты, исходит из установленных судами обстоятельств дела и следующих норм материального и процессуального права.
Административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов предусмотрена частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Статьями 11-1, 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 предусмотрено, что федеральное государственное образовательное учреждение находиться в федеральной собственности, финансируется за счет средств федерального бюджета. Деятельность государственных образовательных учреждений регулируется настоящим законом и законодательством Российской Федерации.
В статье 39 указанного Закона определено, что объекты собственности, закрепленные за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии со статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение не вправе отчуждать и иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200 "Вопросы федерального агентства по управлению федеральным имуществом" (пункты 1, 4, 5), N 691 от 27.11.2004 "О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" (пункты 1, 4, 5.3, 5.4, 5.5) установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Агентство осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, осуществляет учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления государственных учреждений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что указанные в договорах аренды нежилые помещения являются объектами федеральной собственности, о чем указывается в свидетельстве о внесении данных объектов в реестр федерального имущества от 26.04.2000 реестровый N 02200622.
Факт передачи Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Сельскохозяйственный техникум "Бийский" магазинов в аренду Обществу без согласия собственника Обществом не оспаривается, подтверждением чему также является объяснительная председателя Общества Л.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество знало о том, что Федеральное государственное образовательное учреждением среднего профессионального образования "Сельскохозяйственный техникум "Бийский" является федеральным государственным образовательным учреждением, вследствие чего оно ограничено в праве распоряжения своим имуществом, однако не проверило, получило ли это учреждение разрешение собственника на сдачу имущества в аренду.
С учетом обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судебных инстанций о наличии вины Общества в совершении вменяемого ему правонарушения.
Суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам по делу, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку данных выводов, что не допустимо в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.06.2007 и постановление апелляционной инстанции от 31.07.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-4023/2007-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 октября 2007 г. N Ф04-7172/2007(39222-А03-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании