Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 октября 2007 г. N Ф04-7272/2007(39329-А81-43)
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие "Управление инвестиций, внешнеэкономических связей и ценных бумаг" (далее по тексту - МУП "Управление инвестиций, внешнеэкономических связей и ценных бумаг") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту - Управление Ростехнадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 13.02.2007 N 59-24/СЭк-07 о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что постановление вынесено не уполномоченным на то должностным лицом контролирующего органа.
Решением от 04.04.2007 (судья К.Ф.С.) Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, заявленные МУП "Управление инвестиций, внешнеэкономических связей и ценных бумаг" требования удовлетворены.
Постановление Управления Ростехнадзора от 13.02.2007 N 59-24/СЭк-07 признано незаконным и отменено.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что постановление, вынесенное начальником отдела государственного экологического надзора Управления Ростехнадзора, следует признать незаконным, поскольку в части 2 статьи 23.29 КоАП РФ нет указания на данную должность, как наделенную правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 8.41 КоАП РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.05.2007 решение суда первой инстанции от 04.04.2007 отменено. В удовлетворении заявленного МУП "Управление инвестиций, внешнеэкономических связей и ценных бумаг" требования о признании незаконным и отмене постановления от 13.02.2007 было отказано.
Принимая решение, суд апелляционной инстанции руководствовался тем, что на основании пункта 3.5. Должностного регламента гражданского служащего - начальника отдела государственного экологического надзора Управления Ростехнедзора К.В.Н., начальник отдела государственного экологического надзора вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.41 КоАП РФ.
В кассационной жалобе МУП "Управление инвестиций, внешнеэкономических связей и ценных бумаг" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Ростехнадзора просит оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции, считая его законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы МУП "Управление инвестиций, внешнеэкономических связей и ценных бумаг".
Из материалов дела следует, что МУП "Управление инвестиций, внешнеэкономических связей и ценных бумаг" привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ за несвоевременное внесение платы в размере 260 руб. за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2006 года, а именно оплату заявитель произвел не 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, как установлено Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557, а с просрочкой на 5 дней, то есть 25.10.2006.
Начальником отдела государственного экологического надзора Управления Ростехнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу 13.02.2007 вынесено постановление N 59-24/СЭк-07, согласно которому на МУП "Управление инвестиций, внешнеэкономических связей и ценных бумаг" наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, МУП "Управление инвестиций, внешнеэкономических связей и ценных бумаг" обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции от 16.05.2007, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального и процессуального права.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 8.41 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по текст - Положение о Ростехнадзоре) установлено, что названная федеральная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), а также осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.01.2006 N 47 "О возложении функций администраторов" функции администраторов возложены на управления по технологическому и экологическому надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору указанной Федеральной службы.
Согласно пункту 2.2.1 Положения об отделе государственного экологического надзора Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу, утвержденного приказом Управления от 14.02.2006 N 24-к, отдел государственного экологического надзора в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет проведение проверок (инспекций) и иных мероприятий по надзору и контролю за соблюдением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил, в частности, в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1-3 данной статьи, устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Согласно приказу Ростехнадзора от 29.11.2004 N 278 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2004, регистрационный N 6248), в соответствии с частями 1, 2 статьи 22.3, частью 1, пунктами 37, 38, 39, 41 частями 2, 3 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица Ростехнадзора вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах компетенции органов, осуществляющих государственный экологический контроль, предусмотренных, в том числе, статьей 8.41 КоАП РФ.
Согласно данному перечню правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями КоАП РФ, в территориальных органах Ростехнадзора наделены руководители территориальных органов и их заместители, начальники отделов в составе территориальных органов и их заместители, главные государственные инспекторы, государственные инспекторы и другие должностные лица, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции наделены полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с должностным регламентом гражданского служащего.
Согласно части 2 статьи 23.29 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.41 КоАП РФ вправе рассматривать лица, занимающие должность государственного инспектора по охране природы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании пункта 3.5. Должностного регламента гражданского служащего начальник отдела государственного экологического надзора Управления К.В.Н. вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.
Исходя из обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление Управления Ростехнадзора вынесено уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением всех установленных законом требований при производстве по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что МУП "Управление инвестиций, внешнеэкономических связей и ценных бумаг" в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду по итогам третьего квартала 2006 года не внесло, что свидетельствует о наличии в действиях МУП "Управление инвестиций, внешнеэкономических связей и ценных бумаг" состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела, постановление суда апелляционной инстанции является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены не имеется.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 16.05.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-643/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно данному перечню правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями КоАП РФ, в территориальных органах Ростехнадзора наделены руководители территориальных органов и их заместители, начальники отделов в составе территориальных органов и их заместители, главные государственные инспекторы, государственные инспекторы и другие должностные лица, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции наделены полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с должностным регламентом гражданского служащего.
Согласно части 2 статьи 23.29 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.41 КоАП РФ вправе рассматривать лица, занимающие должность государственного инспектора по охране природы.
...
Из материалов дела следует, что МУП "Управление инвестиций, внешнеэкономических связей и ценных бумаг" в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду по итогам третьего квартала 2006 года не внесло, что свидетельствует о наличии в действиях МУП "Управление инвестиций, внешнеэкономических связей и ценных бумаг" состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 октября 2007 г. N Ф04-7272/2007(39329-А81-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании