Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 октября 2007 г. N Ф04-7374/2007(39453-А46-9)
(извлечение)
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Омской области (далее - Управление Ростехнадзора) в порядке статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", общество) о взыскании в доход бюджетов суммы 25028,78 руб., составившую плату за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.
Исковые требования основаны ссылками на Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции от 23.12.2004) "О бюджетной классификации Российской Федерации" и мотивированы тем, что в результате проведенного в период с 25.11.2005 по 01.12.2005 государственного экологического аналитического контроля качества сбрасываемых сточных вод выявлено превышение нормативов допустимых сбросов со сточными водами по нитратам за каждые сутки от 1,6 до 2,2 раза.
Решением от 30.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.07.2007, арбитражный суд в полном объеме удовлетворил заявленные требования, взыскав с ОАО "ОмскВодаканал" плату за сверхлимитное загрязнение окружающей среды в доход федерального бюджета в размере 5005,76 руб., в доход бюджета Омской области в размере 10011,51 руб. и в доход бюджета города Омска в размере 10011,51 руб.
В кассационной жалобе ОАО "ОмскВодоканал", ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению подателя жалобы, расчет платы за загрязнение окружающей природной среды производится исходя из установленных природопользователю годовых показателей, и не предусматривает взимание платы за сверхлимитный сброс в течение нескольких дней; объемы загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу, рассчитываются из запланированного объема сбрасываемых сточных вод с учетом допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах; законодательство предусматривает внесение платы за фактическую массу сброса загрязняющих веществ по итогам года, а не в течение какого-либо произвольно установленного отрезка времени.
В судебном заседании представитель ОАО "ОмскВодоканал" поддержал доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе.
Управление Ростехнадзора, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по делу, отзыв не представило, не обеспечило явку своего представителя в заседание суда, что согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по существу.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права при разрешении настоящего дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с разрешением от 21.09.2005 N 21 на сброс загрязняющих веществ со сточными водами предприятия, выданным ОАО "ОмскВодоканал", установлены нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в водоем.
Данное разрешение выдано сроком действия с 24.05.2005 по 24.05.2006.
В период с 25.11.2005 по 01.12.2005 филиалом ФГУ "ПЛАТИ по Сибирскому ФО" - Центром лабораторного анализа и технических измерений по Омской области был проведен государственный экологический аналитический контроль качества сточных вод, сбрасываемых ОАО "ОмскВодоканал" в реку Иртыш в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности.
В результате анализа взятых проб выявили превышение нормативов допустимых сбросов со сточными водами по нитратам за каждые сутки от 1,6 до 2,2 раза, что подтверждается протоколами анализов качества вод от 27.11.2005 N 830, от 28.11.2005 N 830, от 28.11.2005 N 831, от 28.11.2005 N 832, от 27.11.2005 N 832, от 28.11.2005 N 834, от 28.11.2005 N 834, от 28.11.2005 N 835, от 29.11.2005 N 836, от 29.11.2005 N 837, от 30.11.2005 N 846, от 01.12.2005 N 852, от 03.12.2005 N 862, от 02.12.2005 N 856.
Данные обстоятельства послужили основанием для начисления Управлением Ростехнадзора платы за превышение норм сброса загрязняющих веществ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2005 N 410).
Управление Ростехнадзора, принимая во внимание, что плата за сверхлимитный сброс нитратов в объеме 137,4 т учтена по итогам 2005 года по нормативам платы за временно согласованный сброс, рассчитало размер платы за превышение нормативов допустимой концентрации нитратов в сумме 25028,78 руб. и обратилось в арбитражный суд за взысканием указанной суммы.
Судебные инстанции, исследовав представленные в дело документы, пришли к выводу о доказанности факта превышения нормативов допустимых концентраций нитрата в сточных водах, сбрасываемых ОАО "ОмскВодоканал", признали расчет платы произведенным в соответствии с действующим законодательством и взыскали в бюджеты разных уровней сумму платы 25028,78 руб.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении данного дела суд правильно установил фактические обстоятельства возникшего спора, всесторонне исследовал представленные доказательства, проверил доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений.
Выводы суда о взыскании суммы платы за сверхнормативное загрязнение окружающей среды основаны на материалах дела и правильном применении норм материального права.
Довод подателя жалобы о неправильном расчете платы исследовался в судебных инстанциях при разрешении спора и не принят во внимание, как несостоятельный.
Суд кассационной инстанции считает довод ОАО "ОмскВодоканал" о том, что плата вносится за фактическую массу сброса загрязняющих веществ по итогам года, а не в течение какого-либо отрезка времени, основанным на неверном толковании Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993.
Иных доводов в кассационной жалобе не приведено.
При проверке материалов дела не установлено нарушений, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов.
При таких обстоятельствах, решение и постановление апелляционной инстанции не подлежат отмене.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 284, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.03.2007 и постановление апелляционной инстанции от 13.07.2007 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-20734/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "ОмскВодоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2007 г. N Ф04-7374/2007(39453-А46-9)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании