Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 октября 2007 г. N Ф04-7409/2007(39459-А27-21)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июля 2008 г. N Ф04-4257/2008(7931-А27-21)
Муниципальное унитарное предприятие "Городское управление жизнеобеспечения" 28.02.2007 обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к открытому акционерному обществу "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее - ОАО "Кузбассэнергосбыт") об урегулировании разногласий при заключении дополнительного соглашения от 30.10.2006 о внесении изменений в договор энергоснабжения от 01.02.2006 N 23563.
Требование абонента мотивировано возникшими разногласиями по существенным положениям дополнительного соглашения об определении тарифа для расчетов абонента за энергию и мощность (пункт 5.1), об установлении для абонента тарифной группы (пункт 5.2) и сроках оплаты электрической энергии (пункт 5.3).
Решением суда первой инстанции от 16.05.2007 иск удовлетворен.
В редакции абонента принят пункт 5.1 дополнительного соглашения о расчетах за энергию и мощность на основании тарифов, утвержденных региональной энергетической комиссией Кемеровской области.
Пункт 5.2 дополнительного соглашения изложен в редакции истца - абонент обязан оплачивать энергию и мощность по регулируемым тарифам, утвержденным региональной энергетической комиссией Кемеровской области, по одноставочному тарифу по тарифной группе "Бюджетные потребители" на напряжении ВН, СН1,СН2 в объеме, приобретаемом энергоснабжающей организацией по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке, отнесенном на абонента согласно расчету энергоснабжающей организации, выполненного в соответствии с Правилами розничных рынков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530.
Плата за электрическую энергию и услуги производится абонентом не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации (пункт 5.3 дополнительного соглашения).
Суд посчитал, что в переходный период поставка электрической энергии гражданам-потребителям в объеме фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам (тарифам). Кроме того, сделан вывод об отнесении истца к тарифной группе "Бюджетные потребители", как финансируемого из бюджетов муниципалитета и области. При установлении срока проведения платежей не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, суд исходил из предоставления возможности абоненту по сбору платежей с населения.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.07.2007 решение суда оставлено без изменения. Поддержаны выводы об осуществлении истцом регулируемых видов деятельности, получении бюджетных средств и оплате потребляемой электрической энергии по регулируемым тарифам РЭК Кемеровской области для бюджетных потребителей, отнесенных к группе "прочие потребители".
В кассационной жалобе ОАО "Кузбассэнергосбыт" просит изменить в части решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, вынести новый судебный акт о принятии пунктов 5.1, 5,2 дополнительного соглашения к договору на отпуск и пользование электрической энергией в его редакции.
Заявитель считает, что суды неправильно применили пункты 106, 108 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, поскольку расчеты за потребляемую абонентом электрическую энергию согласно пункту 109 Правил должны производиться как по регулируемым, так и по нерегулируемым ценам.
Также заявитель полагает, что суды необоснованно отнесли абонента как к группе потребителей, приравненных к населению, так и к группе бюджетных потребителей. Кроме того, заявитель не согласен с освобождением от доказывания (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) статуса абонента, как получателя бюджетных средств, признанного решением суда от 03.10.2006 по делу N А27-9953/2006-3.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на частичной отмене судебных актов, согласился с доводом о необходимости применения во взаимоотношениях сторон одноставочного тарифа.
МУП "Городское управление жизнеобеспечения" в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы ответчика. По утверждению истца, при исполнении договора энергоснабжения согласованные объемы потребления электрической энергии по регулируемым тарифам не превышали предусмотренных величин, поэтому стороны не рассматривали порядок оплаты сверхдоговорных объемов. Также истец полагает, что как получатель денежных средств из местного бюджета не должен рассчитываться за потребленную энергию по нерегулируемым (свободным) ценам.
В судебном заседании представители истца возразили против отмены судебных актов. Пояснили, что приобретение электрической энергии по условиям спорного договора энергоснабжения предназначается для производственных нужд в котельные одного из структурных подразделений - Рудничного теплоснабжающего хозяйства.
Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, подлежат частичной отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, при заключении 30.10.2006 дополнительного соглашения к договору энергоснабжения от 01.02.2006 N 2356Э между МУП "Городское управление жизнеобеспечения" (абонентом) и ОАО "Кузбассэнергосбыт" (энергоснабжающей организацией) возникли разногласия по пункту 5.1 об определении тарифа для расчетов абонента за энергию и мощность; по пункту 5.2 об установлении для абонента тарифной группы; по пункту 5.3 о сроках проведения платежей.
В ходе рассмотрения на основании статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спора, возникшего при заключении дополнительного соглашения к договору, суд правильно исходил из статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда согласно статье 445 этого Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Правоотношения по обеспечению электрической энергией регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми (пункт 1 статьи 539, пункт 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации) энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется ее оплачивать в порядке, определенном законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из статей 2, 3 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" вытекает, что целью государственного регулирования тарифов является создание механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической энергии для установления экономически обоснованных тарифов (цены) на электрическую энергию и их предельных уровней.
К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов статьей 5 названного Закона отнесено установление основ ценообразования на электрическую энергию на территории Российской Федерации, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке, а также утверждение правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Кроме того, положения Федерального закона "Об электроэнергетике" наделяют Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, пунктом 57 которых определен порядок формирования регулируемых цен, а также указано (пункт 54), что объем электрической энергии, оплачиваемой по регулируемым ценам, определяется в соответствии с Правилами.
Пунктом 106 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, определено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
В силу пункта 109 Правил электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 настоящих Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
Следовательно, принятие судом первой инстанции положений дополнительного соглашения к договору энергоснабжения в редакции абонента без учета Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики является нарушением пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации о применении в договоре тарифов, устанавливаемых или регулируемых уполномоченными государственными органами.
Вместе с тем, суд необоснованно применил положения главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об освобождении истца от доказывания (часть 2 статьи 69) его отнесения к группе "Бюджетные потребители". Кроме того, указанный довод противоречит смыслу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности учреждения, каковым абонент согласно статьям 113, 114 Гражданского кодекса Российской Федерации не является.
Учитывая устранение разногласий сторон по пункту 5.3 договора о последующей оплате полученной от энергоснабжающей организации энергии, суд правильно изложил его в редакции абонента.
Решение суда первой инстанции в части урегулирования разногласий по пунктам 5.1, 5.2 дополнительного соглашения от 30.10.2006 к договору энергоснабжения от 01.02.2006 необоснованно поддержано судом апелляционной инстанции.
Таким образом, неправильное применение судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права является основанием для частичной отмены обжалуемых судебных актов.
При новом рассмотрении спора суду необходимо выяснить технические условия передачи энергии абоненту (одноставочный или двухставочный тариф) и с учетом норм материального права о переходном периоде реформирования электроэнергетики разрешить спор по внесению изменений в договор энергоснабжения.
Суду первой инстанции распределить судебные расходы с учетом уплаченной заявителем госпошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктами 1, 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение суда первой инстанции от 16.05.2007 и постановление суда апелляционной инстанции от 13.07.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2111/2007-3 отменить в части рассмотрения разногласий по пунктам 5.1, 5.2 дополнительного соглашения от 30.10.2006 к договору энергоснабжения от 01.02.2006.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Кемеровской области.
В остальной части решение суда первой инстанции от 16.05.2007 и постановление суда апелляционной инстанции от 13.07.2007 по этому делу оставить в силе.
Возвратить открытому акционерному обществу "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" из федерального бюджета Российской Федерации 1 000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 07.09.2007 N 608.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 октября 2007 г. N Ф04-7409/2007(39459-А27-21)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании