Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 ноября 2007 г. N Ф04-6985/2007(39821-А67-37)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги филиал "Западно-Сибирская железная дорога" (далее - ОАО РЖД ЗСЖД, Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения налогового органа от 29.12.2006 N 94/3-28в о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на землю в сумме 4 091118 руб. и доначислении налога на землю в сумме 1 136 441 руб., соответствующих сумм пени.
Решением от 20.04.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.06.2007 Арбитражного суда Томской области, обжалуемое решение налогового органа признано недействительным в части привлечения ОАО "Российские железные дороги" (в части деятельности Томского шпалопропиточного завода - структурного подразделения дирекции по ремонту пути - структурного подразделения ЗСЖД - филиала ОАО "Российские железные дороги") к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, по оплате за землю за 2003 год в виде штрафа в размере 4 091 188 руб. в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО РЖД ЗСЖД, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты в части взыскания налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 227 259,07 руб. и уплаты налога в сумме 1 136 295,36 руб., соответствующих сумм пени.
Отзыв на кассационную жалобу в нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не поступил.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой принято решение от 29.12.2006 N 94/3-28В о привлечении ОАО РЖД ЗСЖД в части деятельности Томского шпалопропиточного завода к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Данным решением налогоплательщику предложено уплатить в срок, указанный в требовании, сумму не полностью уплаченных: платы за пользование водными объектами в размере 80 425 руб., платы за землю за 2003 год в размере 1 136 441 руб., налога на имущество предприятий за 2003 год в размере 8 631 руб., пени за несвоевременную уплату платы за пользование водными объектами в размере 29 647 руб., платы за землю за 2003 год в размере 442 479 руб., налога на имущество предприятий в размере 3 113 руб.
Арбитражный суд, руководствуясь статьей 2 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" с последующими изменениями, статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", установил, что налогоплательщик не подтвердил документально наличие права на льготу по земельному налогу.
Оставляя без изменения судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В редакции статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", действовавшей в 2003 году, собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. При этом статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено, что налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25 процентов от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно приложению 1 к указанному Закону.
Налогоплательщики в соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах
Исходя из положений статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 настоящего Кодекса, возможность реализации права на налоговую льготу должна подтверждаться документами, подтверждающими наличие оснований для применения такой льготы.
Таким образом, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, налогоплательщик должен в обоснование заявленных требований подтвердить свое право на льготу по данному налогу.
В качестве основания для применения льготы по земельному налогу налогоплательщик указывает на расположение спорного земельного участка в полосе отвода железных дорог, в связи с чем полагает, что он вправе применить льготу, предусмотренную статьей 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 в виде уплаты налога за землю в размере до 25 процентов от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах; полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Землями транспорта в соответствии со статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
В соответствий с Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
Полоса отвода - это в соответствии с Федеральным законом от 25.08.1995 г. N 153-Ф3 "О федеральном железнодорожном транспорте", действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкций железных дорог с учетом перспективы их развития; порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации; размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно - сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с действовавшим в спорный период Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц, размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций. Установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами.
Доводы ОАО "РЖД" о нахождении спорного земельного участка в полосе отвода железных дорог опровергается письмами Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Томской области от 02.11.2006 N 546/06 и от 24.11.2006 N 617/06, не содержащими сведений о принадлежности земельного участка, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Трудовая, 22 (кадастровый номер 21:0100011:0005), к полосе отвода Западно-Сибирской железной дороги (л.д. 46 т. 2).
В ходе судебного разбирательства суду не представлены документы, подтверждающие установление полосы отвода по указанному адресу и ее границ, что не дает возможности сделать вывод о размере земельного участка, находящегося в полосе отвода.
Также не подтверждена иными доказательствами информация о принадлежности земельного участка по улице Трудовая, 22 в г. Томске с кадастровым номером 70:21:0100011:0005 к участку полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги, исполненная рукописным способом в кадастровом плане земельного участка (л.д. 44 т. 1).
Суд кассационной инстанции считает, что арбитражным судом в порядке части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимной связи рассмотрены все значимые для дела факты и доказательства, и сделан правильный вывод о правомерности принятия решения налоговым органом, который не опровергнут Обществом, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права и оснований для их отмены нет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.04.2007 и постановление апелляционной инстанции от 29.06.2007 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-373/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 ноября 2007 г. N Ф04-6985/2007(39821-А67-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании