Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 октября 2007 г. N Ф04-7131/2007(39179-А03-39)
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие теплоснабжения "Мамонтовское" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ о взыскании 51790,89 руб. убытков в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам Краевого государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Мамонтовский дом-интернат для умственно отсталых детей" по оплате коммунальных услуг на основании абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в соответствии с договорами от 27.02.2003 и 24.02.2004, предоставленных в период с 2003 по 2004 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены КГСУСО "Мамонтовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Главное управление администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Мамонтовского района.
В судебном заседании истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об уточнении иска и просил взыскать с ответчика 27296,10 руб. убытков за период предоставления льгот педагогическим работникам с апреля по декабрь 2004 согласно представленного расчета (то есть за пределами срока исковой давности). В остальной части отказывался от иска.
Решением от 05.07.2007 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия теплоснабжения "Мамонтовское" 27296,10 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление федерального казначейства Министерства Финансов РФ по Алтайскому краю просит вышеуказанное решение Арбитражного суда Алтайского края отменить в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, считает, что истец не доказал обстоятельства на которые ссылался в исковом заявлении, как этого требует статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Просит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края с доводами жалобы не согласен, просит обжалуемое решение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения от 05.07.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2498/2007-27, суд кассационной инстанции находит обжалуемый судебный акт законным, обоснованным, соответствующим нормам процессуального и материального права.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, муниципальное унитарное предприятие теплоснабжения "Мамонтовское" в период с апреля по декабрь 2004 оказывало коммунальные услуги педагогическим работникам КГСУСО "Мамонтовский дом-интернат для умственно отсталых детей", проживающих в сельской местности согласно предоставленных этой организацией списков льготников. Поскольку данная категория лиц имеет установленную Законом Российской Федерации "Об образовании" льготу по оплате коммунальных услуг, истец производил расчет платы за отопление с учетом данного требования закона.
Статьей 53 ФЗ Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что в 2004 году субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в сумме 1691778 руб. выделяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 58 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год".
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставления потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Согласно статьям 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса на обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда. Оснований для переоценки выводов суда относительно обстоятельств по делу, которым судом дана надлежащая оценка, у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
В связи с вышеизложенным, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 05.07.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2498/2007-27 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2007 г. N Ф04-7131/2007(39179-А03-39)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании