Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 октября 2007 г. N Ф04-6717/2007(39328-А45-23)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Левобережное" (далее - ЗАО "Левобережное") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - УФАС по Новосибирской области) о признании недействительным решения N 3 от 01.02.2007.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом к участию в деле в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечены - ООО "Стеклотара" и ОАО "Новосибирскэнерго".
Решением суда первой инстанции от 26.04.2007, оспариваемое ЗАО "Левобережное" решение УФАС по Новосибирской области N 3 от 01.02.2007 признано недействительным.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе УФАС по Новосибирской области просит отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления ЗАО "Левобережное".
УФАС по Новосибирской области указывает, что согласно аналитическому отчету от 04.12.2006 ЗАО "Левобережное" занимает доминирующее положение на рынке электрической энергии с долей 100%.
Антимонопольный орган считает, что отказ ЗАО "Левобережное" выдать ООО "Стеклотара" технические условия для присоединения к электрическим сетям, в том числе на присоединение дополнительной мощности, нарушает часть 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку ущемляет интересы абонента, которому электроэнергия необходима для осуществления своей производственной деятельности.
Отзывы на кассационную жалобу от ООО "Стеклотара" и ОАО "Новосибирскэнерго" не поступили.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Левобережное", соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ЗАО "Левобережное" поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 16.10.2007 до 18.10.2007 до 9 час. 15 мин.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Стеклотара" является собственником незавершенных строительством объектов: административно-бытового корпуса, двух ангаров с рампой, расположенных по адресу г. Новосибирск, Северный проезд, 18.
До 2006 года электрическая энергия в пределах 16,8 кВт подавалась на эти объекты через электрические сети ЗАО "Левобережное" на основании договора на пользование электроэнергией N У-01/2 от 01.01.2001, заключенного между ЗАО "Левобережное" и прежним собственником объектов ГУП "Стеклосервис".
16.10.2006 ГУП "Стеклосервис" исключено из ЕГРЮЛ в связи с его ликвидацией и завершением конкурсного производства.
Объекты, раннее принадлежавшие ГУП "Стеклосервис", перешли в собственность ООО "Стеклотара", которое обратилось к ОАО "Новосибирскэнерго" с заявкой на выделение мощности для снабжения электроэнергией указанных объектов.
ООО "Стеклотара" имеет технологическое присоединение к электросетям ЗАО "Левобережное" на передачу электроэнергии в объеме 16,8 кВт, что подтверждается информацией Ростехнадзора.
Письмом от 20.04.2006 ОАО "Новосибирскэнерго" разрешило ООО "Стеклотара" мощность 25 кВт, в том числе: 16,8 кВт - в счет раннее разрешенной мощности для ООО "Стеклотара" и ГУП "Стеклосервис", а 8,2 кВт - дополнительная мощность для вновь вводимых объектов незавершенного строительства.
ОАО "Новосибирскэнерго" указало, что для подключения дополнительной нагрузки необходимо получить технические условия в ЗАО "Левобережное".
24.07.2006 ООО "Стеклотара" обратилось в ЗАО "Левобережное" с письмом, в котором просило выдать технические условия на подключение дополнительной мощности.
Отказ ЗАО "Левобережное" выдать технические условия на подключение электроэнергии явился основанием для обращения ООО "Стеклотара" обратилось с заявлением от 29.08.2006 в УФАС по Новосибирской области.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Стеклотара" антимонопольным органом вынесено решение N 3 от 01.02.2007, в соответствии с которым ЗАО "Левобережное" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите конкуренции".
Основанием для принятия решения послужил вывод антимонопольного органа о том, что ЗАО "Левобережное", являющееся сетевой организацией и занимающее доминирующее положение на рынке электрической энергии, обязано было выдать ООО "Стеклотара" технические условия для технологического присоединения к своим электрическим сетям, в соответствии с пунктом 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, ЗАО "Левобережное" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Принимая судебный акт об удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "Об электроэнергетике" технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Указанный порядок регламентирует процедуру такого присоединения, предусматривает существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям.
Любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими, установленных правил такого присоединения. Отказ в технологическом присоединении при выполнении такими лицами указанных условий не допускается. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности и правила технологического присоединения к электрическим сетям определяются Правительством Российской Федерации.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется на основе договора. Договором об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не предусматривается оказание услуг по передаче электрической энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 были утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, и технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В пунктах 2, 6 Правил недискриминационного доступа (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530) субъекты отношений в области электроснабжения подразделяются на сетевые организации, оказывающие возмездные услуги по передаче электроэнергии, и потребителей, а также выделена категория организаций, которые не оказывают возмездных услуг по передаче электроэнергии, но имеют в своей собственности объекты электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие установки других потребителей, которым они по субабонентскому договору передают электрическую энергию.
Согласно договорам с ОАО "Новосибирскэнерго" и с ГУП "Стеклосервис", последнее являлось субабонентом, электроэнергия отпускалась ему по тарифам ОАО "Новосибирскэнерго". Полученная за электроэнергию выручка полностью перечислялась в ОАО "Новосибирскэнерго".
Следовательно, ЗАО "Левобережное" является не сетевой организацией, а организацией, через электросети которой безвозмездно передается электроэнергия присоединенному к ним потребителю (субабоненту).
Такая организация не вправе препятствовать перетоку электроэнергии через свои сети присоединенным юридическим и физическим лицам и обязана заключить с ними договоры на передачу электроэнергии. В отношениях с присоединенными лицами на такую организацию распространяются Правила, предусмотренные для сетевых организаций.
В соответствии с пунктом 10 Правил недискриминационного доступа договор на передачу электроэнергии не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, за исключением случаев, когда потребителем услуг выступает, в частности, лицо, чье энергопринимающее устройство было технологически присоединено к электрической сети до вступления в силу настоящих Правил.
Согласно пункту 15 Правил недискриминационного доступа лицо, которое намерено заключить договор на передачу электроэнергии, направляет в сетевую организацию заявку в письменной форме о заключении договора, которая должна содержать установленные сведения.
В соответствии с пунктом 16 Правил недискриминационного доступа, сетевая организация в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора обязана его рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения.
Таким образом, для заключения договора на передачу электроэнергии с присоединенными лицами выдачи технических условий не требуется.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц (далее энергопринимающие устройства) регулируется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электросетям (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530), которые регламентируют процедуру технологического присоединения, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования по выдаче индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям и критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.
Для получения технических условий и осуществления технологического присоединения лицо, владеющее энергопринимающим устройством, направляет в установленной пунктами 8, 9 Правил технологического присоединения заявку на технологическое присоединение в сетевую организацию, к электрической сети которой планируется технологическое присоединение.
Перечень сведений, указываемых в заявке, является исчерпывающим.
Сетевая организация не вправе требовать представления сведений, не предусмотренных настоящими Правилами.
Следовательно, для получения электроэнергии ООО "Стеклотара" необходимо было направить в ЗАО "Левобережное" заявку в письменной форме на заключение договора передачи электроэнергии, с приложением всех необходимых документов и сведений.
В целях получения дополнительной мощности в размере 8,2 кВт ООО "Стеклотара" следовало направить в ЗАО "Левобережное" заявку на технологическое присоединение, содержащую необходимые сведения с приложением документов, перечисленных в указанном пункте. Только после получения такой заявки и документов у ЗАО "Левобережное" возникает обязанность выдать технические условия на дополнительную мощность.
Поскольку указанные требования ООО "Стеклотара" не выполнены, ЗАО "Левобережное" обоснованно отказало в выдаче технических условий на подключение дополнительной мощности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно установил, что отказ ЗАО "Левобережное" выдать технические условия для присоединения к электрическим сетям не является ущемлением интересов ООО "Стеклотара" и нарушением норм антимонопольного законодательства.
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.04.2007 по делу N А45-2832/2007-40/42 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 октября 2007 г. N Ф04-6717/2007(39328-А45-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании