Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 ноября 2007 г. N Ф04-7685/2007(40080-А27-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - УФАС по Кемеровской области) о признании незаконными решения и предписания от 29.12.2006.
Решением суда первой инстанции от 08.06.2007, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.08.2007, заявление ОАО "Российские железные дороги" удовлетворено, оспариваемые ненормативные акты УФАС по Кемеровской области признаны незаконными.
В кассационной жалобе ОАО "РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод" просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований на том основании, что арбитражными судами в нарушение статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено, каким именно образом оспариваемыми ненормативными актами антимонопольного органа нарушаются права и законные интересы ОАО "Российские железные дороги".
ОАО "РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод" считает, что неправомерное списание и использование его денежных средств ОАО "Российские железные дороги" с лицевого счета в Кузбасском ТехПД, является нарушением положений части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
УФАС по Кемеровской области в материалы дела представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором поддержаны доводы кассационной жалобы.
ОАО "Российские железные дороги" в отзыве на кассационную жалобу поддерживает судебные акты и просит оставить судебные акты без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы третьего лица и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что УФАС по Кемеровской области по результатам рассмотрения заявления ОАО "РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод" принято решение от 29.12.2006 о нарушении ОАО "Российские железные дороги" пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Во исполнение указанного решения УФАС по Кемеровской области вынесено предписание N 1 от 29.12.2006, в соответствии с которым на ОАО "Российские железные дороги" возложена обязанность по устранению в срок до 01.02.2007 нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в неправомерном списании с лицевого счета ОАО "РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод" платы за пользование вагонами, сборов по подачу вагонов в зону таможенного контроля, сборов за хранение в зоне таможенного контроля за период завершения процедуры внутреннего таможенного транзита грузов.
По мнению антимонопольного органа, действия ОАО "Российские железные дороги" по списанию с лицевого счета ОАО "РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод" платы за пользование вагонами, сборов по подачу вагонов в зоне таможенного контроля, сборов за хранение грузов в зону таможенного контроля за период завершения процедуры внутреннего таможенного транзита, являются неправомерными, поскольку не предусмотрены ни договором, ни законом.
Не согласившись с решением от 29.12.2006 и предписанием N 1 от 29.12.2006 антимонопольного органа, ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебные акты об удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в силу положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", указанный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Статьей 10 названного Закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Исследовав материалы дела, обе судебные инстанции установили, что между ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод" заключен договор N К-419 от 23.05.2005 о порядке расчетов за услуги по перевозке грузов по России.
В соответствии с указанным договором клиенту ОАО "РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод" открыт лицевой счет в Кузбасском ТехПД.
Пунктом 2.5. договора установлено, что ОАО "Российские железные дороги" вправе осуществлять списание с лицевого счета ОАО "РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод" причитающиеся железнодорожные платежи: расчеты за перевозку грузов, расчеты по дополнительным сборам, связанные с перевозкой, расчеты за пользование подвижным составом, штрафы и иные причитающиеся железнодорожные платежи, установленные Уставом железнодорожного транспорта, правилами перевозок грузов и недоборы по данным платежам.
Таким образом, возможность безакцептного списания денежных средств с лицевого счета имеется у ОАО "Российские железные дороги" в силу условий договора о порядке расчетов N К-419, а не в силу его доминирующего положения и не связана с таким положением.
Споры о возмещении расходов, связанных с пользованием и подачей вагонов, а также хранением грузов в период завершения процедуры внутреннего таможенного транзита, носят гражданско-правовой характер, и подлежат разрешению в судебном порядке.
Урегулирование отношений гражданско-правового характера не относится к компетенции антимонопольного органа.
Поскольку антимонопольный орган вышел за пределы своих полномочий, рассмотрев действия ОАО "Российские железные дороги" как субъекта гражданско-правовых отношений, связанных с перевозкой грузов, арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные требования и признал незаконными оспариваемые решение от 29.12.2006 и предписание N 1 от 29.12.2006.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 08.06.2007 и постановление апелляционной инстанции от 13.08.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1254/2007-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 ноября 2007 г. N Ф04-7685/2007(40080-А27-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании