Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 ноября 2007 г. N Ф04-7965/2007(40206-А03-37)
(извлечение)
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Чернокурьинский" (далее - СПК "Чернокурьинский", кооператив) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Алтайскому краю, с. Павловск, (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 10.11.2006 N РА-10-021/М о привлечении организации-налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Решением от 23.04.2007, оставленные без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.08.2007 Арбитражного суда Алтайского края, решение налогового органа признано недействительным в части привлечения СПК "Чернокурьинский" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 786 руб. за неполную уплату налога с продаж. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
СПК "Чернокурьинский" полагает, что принятые по делу судебные акты незаконные, необоснованные и подлежат отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа в части начисления налога на землю в размере 416747 руб., пени в сумме 65909,47 руб. и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 47434 руб.
Отзыв на кассационную жалобу в нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не поступил.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, пришел к следующим выводам.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка, в ходе которой составлен акт от 14.09.2006 N АП-10-018/М и установлено, что кооператив без законных оснований уменьшил размер объекта налогообложения по землям поселений, в результате чего доначислен налог за 2003 год в сумме 171083 руб., за 2004 год - 188178 руб., за 2005 год - 574486 руб., всего 416747 руб.
Кроме этого кооператив включал в налоговую базу по налогу с продаж не все суммы наличных денежных средств, поступивших в кассу от предпринимателей при расчетах непосредственно за продукцию и в качестве предоплаты за продукцию.
На основании указанного выше акта, принято решение от 10.11.2006 N РА-10-021/М о привлечении кооператива к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога с продаж виде штрафа в сумме 786 руб.; неполную уплату налога на землю в виде штрафа в размере 47434 руб.
Данным решением обществу так же предложено уплатить не полностью уплаченные налоги и суммы пеней за их несвоевременную уплату и штрафы.
Несогласие с данным решением послужило основанием для обращения СПК "Чернокурьинский" с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд, частично удовлетворив требования кооператива, отказал в удовлетворении требований в части налога на землю.
Оставляя без изменения в этой части судебные акты, суд кассационной инстанции исходил из следующих обстоятельств дела и норм права.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно положениям статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", использование земли в Российской Федерации является платным. Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.
По первоначально представленным налоговым декларациям по налогу на землю за 2003, 2004, 2005 годы к уплате исчислен налог с площади используемого земельного участка в размере 74 га.
Кооператив в налоговый орган 17.10.2005 представил уточненные налоговые декларации по налогу на землю за 2003, 2004, 2005 годы, в соответствии с которыми уменьшена сумма налога к уплате в бюджет в результате уточнения площадей земельного участка, находящихся в пользовании у кооператива - 26 га.
Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2006 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ устанавливает, что предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан и юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно статье 15 названного Закона, основанием для установления налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
Арбитражным судом, на основании справки Славгородского территориального (межрайонного) отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю от 02.06.2006 N 88 (л.д. 115), справки Мамонтовского территориального отдела N 11 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю от 30.10.2006 N 147 (л.д. 118), свидетельства на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование, выданного на основании постановления администрации Чернокурьинского сельсовеста Мамонтовского района от 01.06.1993 года N 4 (л.д. 123), а так же ответа Администрации Чернокурьинского сельского совета Мамонтовского района Алтайского края от 26.10.2006 N 46 (л.д. 120), установлено, что кооперативу для производственных целей предоставлен участок 74 га, в том числе на землях поселения (в границах поселения) - 74 га и данная площадь оставалась неизменной в 2003 и 2004 годах.
В 2005 году произведены перемеры площадей в границах населенных пунктов под застройками, территории обслуживания не обмерялись и не переведены на другого собственника (пользователя). В результате переобмера площадь земельного участка соответствовала 26 га.
Исходя из положений статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий; порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий; документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
Поскольку кооперативом доказательств изменения черты сельских поселений в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 45 и статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации) до подачи уточненных деклараций, ни в ходе проведения выездной налоговой проверки, ни в материалы настоящего дела (по проверяемому периоду) не представлено, арбитражный суд пришел к правильному выводу о необоснованном уменьшении налогооблагаемой базы.
Несостоятелен довод кассатора относительно сумм штрафных санкций по данному эпизоду, поскольку сам же представитель кооператива подтвердил в судебном заседании возврат сумм излишне уплаченного налога в виде разницы между суммами, указанными в первоначальных декларациях и уточненных (л.д. 62 т. 2)
При таких обстоятельствах, арбитражный суд, в соответствии с пунктом 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил фактические обстоятельства по делу, дал в совокупности, а не по отдельности, правовую оценку всем доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права, что свидетельствует об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.04.2007 и постановление апелляционной инстанции от 06.08.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1248/2007-21 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 ноября 2007 г. N Ф04-7965/2007(40206-А03-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании