Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 ноября 2007 г. N Ф04-7763/2007(40264-А75-6)(40639-А75-6)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ЛУКОЙЛ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Инспекция) выплатить Обществу проценты за нарушение срока возврата излишне взысканных сумм налога на добавленную стоимость, пени и налоговых санкций по НДС, начисленные в соответствии с пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации за период просрочки с 01.02.2007 по 15.04.2007 в сумме 3 001 009 руб.
Решением арбитражного суда от 31.05.2007 заявленные требования Общества удовлетворены частично. Суд обязал Инспекцию выплатить Обществу из федерального бюджета проценты за просрочку возврата излишне взысканных налога на добавленную стоимость (далее - НДС), пени и налоговые санкции, начисленные за период с 08.02.2007 по 15.04.2007, в сумме 1 769 008,47 руб. В удовлетворении остальной части заявленных Обществом требований отказано.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требование Общества, пришел к выводу о том, что к вышеуказанным правоотношениям, связанным с уплатой Обществом доначисленных по результатам налоговой проверки сумм налога, начисленных пени и налоговых санкций и на основании предъявленных налоговым органом требований об уплате налога и налоговых санкций, подлежат применению положения статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени, поскольку такая уплата Обществом обязательных платежей представляет собой принудительное взыскание, начальным этапом которого является предъявление в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщику требования.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.09.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, не соглашаясь с вышеуказанными судебными актами в части отказа в удовлетворении требования о взыскании с Инспекции процентов в размере 1 029 000 руб., начисленных за просрочку возврата излишне взысканной суммы налога в размере 56 000 000 руб., считает принятые судебные акты в указанной части являются необоснованными и несоответствующими обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требования Общества о взыскании процентов за просрочку возврата излишне взысканной суммы налога в размере 56 000000 руб. и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "Торговый дом "ЛУКОЙЛ" в полном объеме.
В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы ссылается на то, что поскольку сумма 56 000 000 руб. является излишне взысканной, то в соответствии с частью 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации указанная сумма подлежит возврату с начисленными на нее процентами; поскольку указанная сумма была возвращена Обществу, а проценты на нее не уплачены, то Инспекция обязана уплатить Обществу проценты в судебном порядке.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что при вынесении судебных актов в части взыскания процентов в сумме 1 769 008,47 руб. судами неправильно применены нормы материального права, а именно статья 79 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в указанной части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
При этом заявитель жалобы указывает на то, что поскольку действия по уплате сумм задолженности по НДС, пени и штрафу осуществлены Обществом на основании вступившего в законную силу судебного акта и не могут считаться принудительно взысканными Инспекцией, то на данные отношения положения статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации не распространяются, и возврат излишне уплаченных сумм должен осуществляться в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Общества Инспекция указывает, что судебные акты в оспариваемой Обществом части являются законными и обоснованными. Просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований Общества о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога в размере 56 000 000 руб., - без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекции Общество ссылается на то, что арбитражным судом в оспариваемой Инспекцией части дана правильная правовая оценка.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзывах на них.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы, содержащиеся в кассационных жалобах и отзывах на них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации Общества по НДС за декабрь 2005 года Инспекцией вынесено решение от 25.08.2006 N 1353 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 22 417 702,36 руб. Обществу предложено также уплатить НДС за декабрь 2005 года в сумме 112 088 511,82 руб. (рассчитанной с учетом имевшей место на 20.01.2006 переплаты в сумме 13 581 842 руб.), пени за несвоевременную уплату указанного налога в сумме 9 315 390,43 руб. и налог за декабрь 2005 года в сумме 125 670 353,82 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.11.2006, принятым по делу N А75-7592/2006, решение налогового органа, а также требование N 3858 об уплате налога по состоянию на 31.08.2006 и требование N 1119 от 31.08.2006 об уплате налоговой санкции, предъявленные налоговым органом, были признаны недействительными, в связи с чем в удовлетворении встречного заявления налогового органа о взыскании с Общества налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДС за декабрь 2005 года в виде штрафа в сумме 22 417 702,36 руб. было отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.01.2007 решение суда первой инстанции от 13.11.2006 по делу N А75-7592/2006 изменено, решение налогового органа, а также требование N 3858 об уплате налога по состоянию на 31.08.2006 и требование N 1119 от 31.08.2006 об уплате налоговой санкции были признаны недействительными в части доначисления НДС в размере 967 512,35 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций в размере 193 502,47 руб., в остальной части в удовлетворении требований Обществу было отказано. С Общества взысканы по встречному требованию Инспекции налоговые санкции в сумме 22 224 199,89 руб.
На основании постановления суда апелляционной инстанции Инспекцией Обществу выставлены требования NN 130, 374 об уплате налога по состоянию на 02.02.2007 и 02.03.2007, а также требование N 69 от 02.02.2007 об уплате налоговой санкции, согласно которым Обществу предложено уплатить в срок до 17.02.2007 и до 22.03.2007 недоимку по НДС за декабрь 2005 года в сумме 124 682 167,84 руб., пени по указанному налогу в суммах 8 170 104,75 руб., 712 208,23 руб. и 5 328 206,14 руб., а также налоговые санкции за неуплату налога за декабрь 2005 года в сумме 22 224 199,89 руб.
Платежными поручениями N 163 от 07.02.2007, N 970 от 27.02.2007, N 969 от 27.02.2007, N 864 от 20.03.2007 Общество перечислило 51 682 167,84 руб. НДС, 8 170 104,75 руб. пени, 22 224 199,89 руб. налоговых санкций и 6 040 414,37 руб. пени.
В счет уплаты оставшейся суммы НДС за декабрь 2005 года, предъявленной Инспекцией к уплате по требованию N 130, Общество обратилось в Инспекцию с заявлениями от 31.01.2007 о зачете имевшей место переплаты по налогу на прибыль в сумме 73 000 000 руб.
Инспекцией 08.02.2007 вынесено решение о зачете N 234, в соответствии с которым Обществу была зачтена переплата по налогу на прибыль в сумме 17 000 000 руб. в счет уплаты недоимки по НДС.
В отношении недоимки по налогу за декабрь 2005 года в сумме 56 000 000 руб. Инспекцией решение о зачете в период, за который Обществом предъявлены к взысканию проценты, не принималось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2007, вынесенным по делу N А75-7592/2006, постановление апелляционной инстанции в части отказа Обществу в удовлетворении требований о признании недействительными решения налогового органа, требований NN 3858, 1119 от 31.08.2006 в части взыскания 124 406 603,22 руб. и удовлетворении встречных требований налогового органа в сумме 22 224 199,89 руб. отменено, и в указанной части оставлено в силе решение суда первой инстанции.
Общество обратилось с заявлением в Инспекцию о возврате уплаченных сумм налога, пени и налоговых санкций.
На основании решений NN 772, 774, 775 от 12.04.2007 Обществу 16.04.2007 возвращены налог, пени и налоговые санкции в сумме 147 224 199,89 руб. Кроме того, Инспекцией вынесены решения о зачете NN 59, 771 на суммы 2210519,12 руб. и 11 000 000 руб.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о зачете сумм излишне взысканного налога, пеней в счет будущих платежей по налогу на прибыль, по НДС; о возврате сумм излишне взысканного налога, штрафа, пени; об уплате процентов.
Арбитражный суд, обязав Инспекцию выплатить Обществу проценты за просрочку возврата излишне взысканных налога, пени и налоговых санкций в сумме 1 769 008,47 руб., принял правильное решение с учетом положений пунктов 4 и 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации. Проценты начислены с учетом исследованного расчета и действовавшей ставки рефинансирования Центрального Банка России на суммы излишне взысканного налога со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, правомерно исходил из того, что отмена кассационной инстанцией постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 26.01.2007 подтверждает фактическое отсутствие у Общества обязанности по уплате перечисленных по требованиям Инспекции налогов, пени и штрафов, на которые начислены проценты по данному эпизоду.
В связи с чем, не подлежит удовлетворению кассационная жалоба Инспекции.
Арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении требования Обществу в части начисления процентов на сумму 56 000 000 руб.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Общество не представило доказательств того, что сумма 56 000 000 руб. была перечислена по требованию Инспекции, а не в добровольном порядке.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27.12.2005 N 503-О "По жалобе Федерального государственного унитарного предприятия "123 авиационный ремонтный завод" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации" положения абзаца первого пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают обязанность налоговых органов осуществлять возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиками в бюджет, на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.
Из заявления Общества следует, что его требования о возврате налога и начислении процентов основаны на положениях пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной норме сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случаях вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм - в течение одного месяца после вынесения такового решения.
Общество не представило доказательств того, что сумма 56 000 000 руб. взыскана Инспекцией и имеется решение налогового органа или суда о возврате излишне взысканных сумм.
Арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что к рассматриваемой ситуации положения статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации не применяются.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 31.05.2007 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2007 по делу N А75-2543/2007 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2007 г. N Ф04-7763/2007(40264-А75-6)(40639-А75-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании