Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 ноября 2007 г. N Ф04-7934/2007(40167-А75-11)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Компания МТА" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к Управлению Федерального казначейства по ХМАО-Югре, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации 162 560 450,11 руб. расходов на выплаты работникам районного коэффициента, северных надбавок и отпускных за дополнительные отпуска в 2003-2004 годах.
Исковые требования мотивированы тем, что за период с 2003-2004 годы истец произвел указанные выплаты в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных с ним местностях" и не получил возмещения за счет средств федерального бюджета. В результате бездействия органов государственной власти у истца возникли убытки, подлежащие возмещению за счет средств казны Российской Федерации, от имени которой выступают финансовые органы.
Решением от 05.04.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2007, в иске отказано.
Суд мотивировал решение тем, что срок исковой давности истцом пропущен. Нормы Федерального закона от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных с ним местностях" подлежат применению постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации, то есть гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.
В кассационной жалобе закрытое акционерное общество "Компания МТА", ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель кассационной жалобы полагает, что обязанность по возмещению расходов в порядке Закона о компенсациях возникает непосредственно из данного Закона и не может быть поставлена в зависимость от факта утверждения порядка его реализации; суд не вправе был применять нормы налогового права к правоотношениям, не являющимся налоговыми; началом отсчета срока исковой давности следует считать 31.12.2003, ранее этого срока истец не мог знать о нарушении своего права на возмещение, иск был подан в декабре 2006 года, то есть в пределах срока исковой давности.
В отзывах на кассационную жалобу ответчики просят в ее удовлетворении отказать.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного разбирательства, кассационная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие ответчиков в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании кассационную жалобу поддержал.
Кассационная инстанция в соответствии со ст.ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно по материалам дела и установлено судом, истец выплатил за 2003-2004 годы работникам ЗАО "Компания МТА" предусмотренные Законом районный коэффициент, северные надбавки и отпускные за дополнительные отпуска в размере 162 560 450,11 рублей.
Истец, считая данные выплаты расходами, подлежащими компенсации из бюджета и, не получив компенсацию, обратился с настоящим иском о взыскании выплаченной суммы как убытков, возникших в результате бездействия госорганов.
В обоснование своих требований истец сослался на статью 4 Закона Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях", согласно которой источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Законом, являются республиканский бюджет Российской Федерации и средства соответствующих государственных внебюджетных фондов.
Суды, отказывая в иске, правомерно указали, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность государства возмещать предприятиям их затраты по выплате работникам районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате. Выплата заработной платы, в том числе и установленных к ней надбавок и коэффициентов, является обязанностью работодателя. Указанные положения содержатся в статье 4 Закона Российской Федерации 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных с ним местностях" (в редакции ФЗ от 22.06.2004 N 122-ФЗ), нормах Трудового кодекса Российской Федерации, положениях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, о чем обоснованно указано в решении суда первой инстанции и постановлении суда апелляционной инстанции.
Отклоняя требование истца, суд обоснованно применил статьи 196, 197 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав на пропуск срока исковой давности по требованиям 2003 года. Истец в 2003 году, не получая возмещения заявленных расходов из федерального бюджета, в котором на 2003 год такие расходы не были указаны, знал о нарушении своего права, однако обратился в арбитражный суд лишь 26.12.2006.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Нормы материального права судом применены правильно и не нарушены нормы процессуального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 05.04.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление апелляционной инстанции от 13.07.2007 по делу N А75-618/2007 (Восьмого арбитражного апелляционного суда) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2007 г. N Ф04-7934/2007(40167-А75-11)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании