Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 ноября 2007 г. N Ф04-8160/2007(40412-А70-7)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Ямал" (далее - ООО "Ямал", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 1 (далее - инспекция) о признании незаконными и отмене постановлений серии 72 NN 016403, 016405, 016407, 016409, 016411, 016412, 016413, 016414, 016415, 016416 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 21.06.2007 Арбитражного суда Тюменской области заявление удовлетворено.
Постановлением от 22.08.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение арбитражными судами норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Ямал" требований.
По мнению инспекции, вывод суда о недоказанности вины общества во вменяемом ему административном правонарушении, не основан на материалах дела.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества просил оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, выслушал представителей сторон, и, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена проверка ООО "Ямал" по соблюдению законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в результате которой установлены десять фактов накопления наличных денежных средств в кассе общества сверх установленного банком лимита в размере 20 000 руб., составлены протоколы об административных правонарушениях от 13.03.2007 серии 72 N 026051, N 026052, N 026053, N 026077, N 026078, N 026079, N 026080, N 026081, N 026082, N 026083.
По результатам рассмотрения материалов административных правонарушений инспекцией вынесены постановления от 20.03.2007 серии 72 NN 016403, 016405, 016407, 016409, 016411, 016412, 016413, 016414, 016415, 016416 о привлечении ООО "Ямал" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафов на общую сумму 400 000 руб.
ООО "Ямал", посчитав указанные постановления незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды пришли к выводу о недоказанности факта правонарушения, а по постановлению N 016414 - об отсутствии вины во вменяемом обществу правонарушении.
При этом исходили из того, что в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (в редакции санкции статьи, действующей в рассматриваемом периоде).
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и пунктами 2.5, 2.6 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
В силу пунктов 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации все поступления наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге; записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу; ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Согласно пункта 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.
Из материалов дела следует, что договором банковского счета от 05.06.2006 N 5799 между акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации и обществом, для ООО "Ямал" на 2007 год установлен лимит остатка кассы в сумме 20 000 руб.; срок сдачи выручки - 1 раз в два дня, при образовании сверхлимитного остатка; порядок сдачи выручки - в кассу банка.
Согласно письму АК Сберегательный банк РФ Тюменское (городское) отделение от 23.03.2007 N 29 режим работы кассы банка по приему выручки у юридических лиц: с понедельника по пятницу - с 9 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, с 15 часов 00 минут до 16 часов до 00 минут; в последний рабочий день месяца - с 9 часов 00 минут до 14 часов 00 минут; выходные дни - суббота и воскресенье.
Арбитражным судом установлено, что дни, когда налоговым органом были выявлены накопления денежных средств сверх лимита, - 20 000 руб., а именно: 20.01.2007, 21.01.2007, 27.01.2007, 28.01.2007, 03.02.2007, 04.02.3007, 10.02.2007, 17.02.2007, 18.02.2007, являются выходными днями, в связи с чем арбитражный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая факт превышения лимита остатка наличных денежных средств в кассе ООО "Ямал" в будний день - 14.02.2007, арбитражными судами было установлено, что 14.02.2007 в 12 часов 54 минуты, сотрудники налогового органа произвели контрольную закупку, в 14 часов 07 минут был снят 2-отчет, который показал закрытие смены N 237 и сумму выручки 4 097 руб.
Согласно акту проверки от 14.02.2007 N 018058, проверочное мероприятие закончилось в 15 часов 20 минут, касса банка по приему наличных денежных средств в этот день работала до 16 часов 00 минут, следовательно, кассир организации был лишен возможности сдать сверхлимитную наличность до момента закрытия кассы банка.
Кроме того, арбитражным судом установлено, что фактически ресторан "Ямал" обслуживал посетителей 14.02.2007 до 2 часов, смена закончилась 15.02.2007 в 2 часа 32 минуты. Судом также установлено, что 13.02.2007 выручка ООО "Ямал" была сдана в кассу АК Сберегательный банк РФ Тюменское (городское) отделение N 29, следовательно, вывод арбитражного суда о том, что образовавшийся 14.02.2007 сверхлимитный остаток денежной наличности мог быть сдан в кассу банка 15.02.2007, является правомерным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что проверка проведена до наступления срока по сдаче сверхлимитной наличности, арбитражным судом сделан обоснованный вывод об отсутствии вины общества по данному эпизоду ссылкой на часть 2 статьи 2.1, часть 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кассационная инстанция, не усматривая каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, допущенных арбитражными судами при принятии обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.06.2007 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 22.08.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-1801/29-2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2007 г. N Ф04-8160/2007(40412-А70-7)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании