Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 ноября 2007 г. N Ф04-8159/2007(40449-А27-7)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Эксперт Реал" (далее - ООО "Эксперт Реал", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - инспекция) о признании недействительными постановления от 31.07.2007 N 499/опрв о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и постановления от 31.07.2007 N 500/ккм о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные дела объедены в одно производство для совместного рассмотрения, о чем вынесено соответствующее определение.
Решением от 28.08.2007 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных ООО "Эксперт Реал" требований.
По мнению общества, у инспекции отсутствуют полномочия по осуществлению проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций и составлению протокол об административном правонарушении по указанным проверкам. Считает, что такие полномочия имеют должностные лица учреждений банка.
Также общество указывает на нарушение инспекцией порядка составления протокола об административном правонарушении, установленного статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, общество полагает, что в его действиях отсутствуют как объективная, так и субъективная стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указывает, что постановление от 31.07.2007 N 500/ккм не соответствует требованиям подпункта 4 пункта 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Эксперт Риал" считает, что арбитражный суд ошибочно не применяет к рассматриваемому правоотношению часть 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку выявленные инспекцией правонарушения совершены одним действием, следовательно, должна быть применена одна санкция, предусматривающая более строгое наказание, т.е. в пределах санкции статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и считает решение арбитражного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекцией 23.07.2007 проведена проверка исполнения обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг" (далее по тексту -Закон N 54-ФЗ), о чем оставлен акт проверки N 719, в котором отражено выявленное правонарушение, выразившееся в неприменении контрольно-кассовой техники при оказании услуги на сумму 1 000 рублей, а также акт проверки полноты учета выручки N 87, в котором зафиксирован факт неоприходования выручки в сумме 1 000 руб.
Указанные факты послужили основаниями для составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.5 и 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов административных дел, инспекцией приняты: постановление от 31.07.2007 N 499/опрв, согласно которому ООО "Эксперт-Реал" привлечено к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в неоприходовании в кассу денежной наличности, а именно - 28.06.2007 ООО "Эксперт - Реал" произведен наличный расчет в сумме 1 000 руб. за оценку по определению рыночной стоимости автомобиля, выписан приходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру от 28.06.2007 N 97 на сумму 1 000 руб., однако в кассе предприятия данная сумма не учтена, что является нарушением пунктов 22, 23, 24 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации), пункта 3 статьи 1, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; постановление от 31.07.2007 N 500/ккм, согласно которому общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовой техники в нарушение требований пункта 1 статьи 2, статьи 5 Закона N 54-ФЗ, а именно - 28.06.2007 при оказании услуги по определению рыночной стоимости автомобиля ВАЗ 21063, гос. номер К 913 МВ 42, исполнительный директор ООО "Эксперт Реал" получил наличные денежные средства в размере 1 000 рублей от владельца данного автомобиля Р., при этом контрольно-кассовую технику не применил, бланк строгой отчетности не выписал.
Не согласившись с указанными постановлениями, ООО "Эксперт - Риал" обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании их недействительными.
Отказывая в признании недействительными постановлений налогового органа, арбитражный суд сделал вывод о правомерности неприменения инспекцией части 2 статьи 4.4 Кодекса российской Федерации об административного правонарушения, при этом исходил из того, что обществом совершены разные действия, а именно: не применена ККМ (не отбит чек), и не оприходованы денежные средства по кассе (не сделана запись в кассовой книге, не составлен отчет кассира), данные действия являются самостоятельными, и каждое само по себе образует самостоятельный состав правонарушения, регулируемого различными нормативными актами и предусмотренного разными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, по мнению арбитражного суда, не имеет значения, связаны ли эти действия одним обстоятельством или нет.
При этом арбитражным судом не учтено следующее.
Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Из материалов дела усматривается, что основанием для составления протоколов и привлечения общества к административной ответственности в обоих случаях послужил факт неприменения обществом контрольно-кассовой техники при получении денежных средств в качестве оплаты за оказанные услуги в сумме 1 000 руб. и факт неоприходования в установленные сроки этой суммы в кассу общества.
Действия общества по неприменению ККМ и неоприходовании в кассу указанной суммы связаны с одним обстоятельством (получением денежных средств в сумме 1 000 рублей), вытекают из одних и тех же неправомерных действий (нарушением порядка работы с денежной наличностью, получаемой при расчетах с населением), влекут наступление одних и тех же последствий (сокрытие денежной наличности от учета) и были положены инспекцией в основу обоих постановлений о привлечении общества к административной ответственности. Протоколы об административных правонарушениях и постановления о привлечении общества к административной ответственности составлены в один и тот же день - соответственно 25.07.2007 и 31.07.2007, материалы административного дела рассматривались одним и тем же органом - инспекцией и его должностным лицом - начальником инспекции. При таких обстоятельствах положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации применимы и у инспекции имелась возможность их применить.
Учитывая, что неправильное применение арбитражным судом норм материального права привело к принятию незаконного судебного акта, решение суда подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию для устранения отмеченных недостатков.
Остальные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку арбитражным судом дана правильная оценка действиям инспекции и общества и сделаны обоснованные выводы, в том числе, о наличии полномочий у налогового органа на составление протокола по статье 15.1 Кодекса и о наличии в действиях общества состава административных правонарушений.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.08.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7515/2007-5, А27-7516/2007-5 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Кемеровской области в ином составе судей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2007 г. N Ф04-8159/2007(40449-А27-7)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании