Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 декабря 2007 г. N Ф04-8373/2007(40704-А70-40)
(извлечение)
Бизинское муниципальное унитарное предприятие ПЖКХ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области (далее - Инспекция) о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в невозврате излишне взысканного налога на имущество и пени в общем размере 1 887 963,53 руб. и обязании налогового органа возвратить излишне взысканный налог и пени в указанном размере (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 28.06.2007 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2007, требования Предприятия удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенные по делу судебные акты изменить в части обязания налогового органа возвратить Предприятию излишне взысканный налог на имущество и пени. Предприятие возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыва.
Судом и материалами дела установлено следующее.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки декларации по налогу на имущество за 12 месяцев 2005 Инспекцией принято решение N 381 от 29.05.2006 о привлечении Предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в размере 242 050,80 руб., также решением предложено уплатить доначисленный налог на имущество в сумме 1210 254 руб. и пени в сумме 22 248,57 руб.
Основанием для принятия решения Инспекция указала на неправомерное применение налогоплательщиком в 2005 году льготы по налогу на имущество, установленной пунктом 6 статьи 381 НК РФ.
При вынесении указанного решения налоговый орган учел доначисленные и взысканные авансовые платежи по налогу на имущество за 2005 год, в связи с чем Предприятию за 2005 год было начислено всего 1 887 963,53 руб. налога и пени. Решением от 15.06.2005 указанная сумма налога и пени была взыскана с Предприятия в принудительном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-6022/13-2006 от 10.10.2006 была признана обоснованность применения Предприятием льготы по налогу на имущество в 2005 году.
В результате отражения в карточке лицевого счета Предприятия указанного решения суда, у налогоплательщика образовалась переплата по налогу на имущество.
09.01.2007 Предприятие обратилось в Инспекцию с заявлением о зачете имеющейся переплаты в счет уплаты налога на доходы физических лиц.
18.01.2007 Инспекцией было отказано в проведении зачета, поскольку указанные налоги являются источниками формирования разных бюджетов.
23.01.2007 Предприятие обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога на имущество и пени.
08.02.2007 Предприятие вновь обратилось в Инспекцию с заявлениями о возврате и зачете сумм налога на имущество и пени.
Поскольку налоговым органом указанные заявления были оставлены без рассмотрения, Предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены (изменения) принятых по делу судебных актов.
Пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" установлено, что суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьей 79 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты.
Согласно пунктам 1, 4, 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
В соответствии со статьей 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности). Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства (пункты 1, 2).
Указанные правила применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней (пункт 11 статьи 78, пункт 7 статьи 79 НК РФ).
Судом установлено, материалами дела подтверждено и Инспекцией не оспорено, что сумма в размере 1 877 963,53 руб. является излишне взысканной суммой налога на имущество за 2005 год и пени; на момент рассмотрения дела в суде налоговый орган не представил доказательств реального возврата спорной суммы налога и пени.
С учетом изложенного суд правомерно, руководствуясь указанными выше нормативными положениями, пришел к выводу о незаконности действий Инспекции, выразившихся в невозврате Предприятию 1 877 963,53 руб. налога и пени и обязал налоговый орган произвести возврат указанной суммы.
Кассационная инстанция отмечает, что поскольку Инспекцией не представлено в материалы дела доказательств реального возврата спорной суммы налога и пени, принятие налоговым органом решения от 27.06.2007 N 1731 не может являться основанием для изменения судебных актов в части обязания Инспекцию осуществить возврат Предприятию 1 877 963,53 руб. налога на имущество и пени.
Доводы сторон были всесторонне и полно исследованы арбитражным судом, и им была дана в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащая правовая оценка. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет, нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При изложенных обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.06.2007 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 12.09.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-1616/13-2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 декабря 2007 г. N Ф04-8373/2007(40704-А70-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании