Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 декабря 2007 г. N Ф04-8358/2007(40718-А75-34)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Сургут-Трейдинг" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры г. Сургут (далее инспекция, налоговый орган) при участии третьего лица: общество с ограниченной ответственностью "Западно-Малобалыкское" (далее ООО "ЗМБ") о признании недействительными: решения от 09.01.2007 N 11-1-1, требований: от 15.01.2007 N 53454 об уплате налога, от 23.01.2007 N 2933 об уплате налоговой санкции.
Решением от 18.04.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа в удовлетворении требований отказано. При этом суд исходил из того, что поскольку общество осуществляло реализацию нефти на внутреннем рынке, то в силу статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации обязано было выставлять счета-фактуры на оплату услуг по транспортировке нефти с указанием налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2007 решение от 18.04.2007 отменено. Суд признал недействительными решение от 09.01.2007 N 11-1-1; требование от 15.01.2007 N 53454 об уплате налога; требование от 23.01.2007 N 2933 об уплате налоговой санкции. Восьмой арбитражный апелляционный суд исходил из того, что общество не оказывало услуги по транспортировке и диспетчеризации нефти своим покупателям, а только несло расходы по транспортировке нефти перед производителем товара, а затем возмещало эти расходы за счет своего покупателя - ОАО "НК "Русснефть"; разрешение на помещение товаров в таможенный режим экспорта было получено ОАО "АК "Транснефть" при помещении нефти в трубопровод от ООО "Западно-Малобалыкское", налогоплательщик, покупая и продавая нефть, уже помещенную в режим экспорта, правомерно применил ставку 0 процентов.
В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ссылаясь на нарушения норм материального права, просит отменить постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда. По мнению налогового органа, вывод суда об отсутствии в отношениях между обществом и ОАО "НК "Русснефть" услуг по транспортировке и диспетчеризации нефти, вследствие чего отсутствует объект налогообложения, является неправомерным, поскольку, исходя из положений пунктов договоров от 01.06.2005 N 339-10/05-219, от 22.12.2004 N 05211 (договор транспортировки) следует, что общество оказывало услуги по транспортировке нефти с помощью сторонней организации. Приобретение услуги по транспортировке ООО "Сургут-Трейдинг" не может быть непосредственно связано с экспортом нефти, так как общество не реализует ее за пределы Российской Федерации.
Общество и третье лицо с кассационной жалобой не согласны по основаниям, изложенным в отзывах. Просят постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность постановления апелляционной инстанции, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки общества с ограниченной ответственностью "Сургут-Трейдинг" за период с 27.05.2005 по 31.12.2005 налоговым органом выявлены налоговые правонарушения, о чем составлен акт от 14.12.2006 N 11/78 и с учетом разногласий налогоплательщика вынесено решение от 09.01.2007 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 4 975 675 руб., доначислении налога на добавленную стоимость (далее НДС) в размере 24 878 375 руб., пеней в размере 3 113 250,55 руб.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что общество в нарушение пункта 2 статьи 153 Кодекса не включило в налоговую базу оплату услуг по транспортировке и диспетчеризации нефти в размере 163 091 469,51 руб., в том числе НДС в размере 24 878 375 руб. Поскольку общество услуги по транспортировке нефти на экспорт не оказывало, то неправомерно предъявляло счета-фактуры на возмещение стоимости услуг по транспортировке по ставке 0 процентов.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью "Сургут-Трейдинг" в проверяемом периоде являлась реализация нефти, приобретаемой обществом у ООО "Западно-Малобалыкское" на основании договора купли-продажи нефти от 01.06.2005 N 01-06-05-СТ.
По данному договору общество приняло на себя обстоятельства покупателя, а ООО "Западно-Малобалыкское" - производителя-продавца товара. Предметом договора явилась продажа нефти, для дальнейшей ее поставки покупателем на экспорт в дальнее и/или ближнее зарубежье (пункт 1.1 договора). Продажа товара производилась ежемесячными объемами и отгрузки на основании дополнений к договору купли-продажи от 01.06.2005 N 01-06-05-СТ, подписанных сторонами. На каждую партию товара стороны оформляли акты приема-передачи.
В дальнейшем нефть реализовалась обществом ОАО НК "РуссНефть".
В соответствии с пунктом 2.4 указанного выше договора, транспортировка нефти осуществляется по системе магистральных нефтепроводов ОАО "АК Транснефть" в соответствии с условиями договора на транспортировку нефти от 22.12.2004 N 05211, заключенного между ООО "Западно-Малобалыкское" и ОАО "АК Транснефть", с последующим перевыставлением затрат по услугам ОАО "АК Транснефть" на покупателя - ОАО НК "РуссНефть", который в свою очередь самостоятельно решает вопросы, связанные с оформлением поставок нефти на экспорт в дальнее и ближнее зарубежье в таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 2.5 договора, возмещение расходов по транспортировке нефти и диспетчеризации покупатель - ООО "Сургут-Трейдинг" производит путем оплаты на расчетный счет поставщика на основании счета. Возмещение указанных расходов, выставленных в долларах США, производилось в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день платежа, осуществленного продавцом на основании задания на платеж ОАО "АК "Транснефть". Не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем поставки, ООО "Западно-Малобалыкское" перевыставляло покупателю ООО "Сургут-Трейдинг" счета-фактуры на оказанные ОАО "АК "Транснефть" услуги по транспортировке и диспетчеризации. ООО "Сургут-Трейдинг" оплачивал эти услуги ООО "Западно-Малобалыкское" путем перечисления денежных средств на расчетный счет.
Передача товара покупателю производилась на узле учета нефти продавца путем сдачи в систему магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть" ежесуточными объемами и оформлялась актами приема-передачи в рамках одного маршрутного поручения ОАО "АК "Транснефть" (после его выхода). Маршрутные поручения содержали информацию для ОАО "АК "Транснефть" о всем пути фанспортировки товара, его объемах, пункте отправления, пункте назначения, о типе поставки экспорт, а также информацию о производителе товара, первом владельце, грузоотправителе, грузополучателе и т.д.
Согласно условиям договора на транспортировку нефти от 22.12.2004 N 05211, заключенного между ООО "Западно-Малобалыкское" и ОАО "АК "Транснефть", а именно пункта 2.1.21 ООО "Западно-Малобалыкское", кроме расходов по транспортировке и диспетчеризации, оплачивало перевозчику ОАО "АК "Транснефть" его расходы, понесенные ОАО "АК "Транснефть" в рамках выполнения агентского поручения, предусмотренного пунктом 1.2 того же договора, по обеспечению транспортировки нефти за рубежом - по территории Республики Беларусь, Украины, Латвийской Республики, Республики Казахстан, а также уплатить агентское вознаграждение на расчетные счета ОАО "АК "Транснефть".
Соответственно, расходы, предусмотренные пунктом 2.5 договора купли-продажи нефти от 01.06.2005 N 01-06-05-СТ, состоят из: расходов по услугам ОАО "АК "Транснефть" по транспортировке нефти по территории Российской Федерации; расходов по услугам ОАО "АК "Транснефть" по диспетчеризации; расходов по услугам ОАО "АК "Транснефть" по транспортировке нефти за рубежом по территории иностранных государств; агентского вознаграждения ОАО "АК "Транснефть" за организацию транспортировки нефти за рубежом по территории иностранных государств.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Сургут-Трейдинг" продавало приобретенную нефть ОАО "РуссНефть" по договору купли продажи нефти от 01.06.2005 N 33960-10/05-219. Также как и по договору купли-продажи нефти от 01.06.2005 N 01-06-05-СТ с ООО "Западно-Малобалыкское" продажа товара производилась ежемесячными объемами и отгрузками на основании дополнений к договору подписанных сторонами. На каждую партию товара стороны оформляли акты приема-передачи. Передача товара покупателю происходила на узле учета нефти производителя - то есть ООО "Западно-Малобалыкское" и подтверждалась теми же маршрутными поручениями ОАО "АК "Транснефть", что и по договору купли-продажи от 01.06.2005 N 01-06-05-СТ.
Возмещение расходов по транспортировке нефти и диспетчеризации также проводилось как и по договору купли-продажи нефти от 01.06.2005 N 01-06-05-СТ с ООО "Западно-Малобалыкское", то есть путем перечисления покупателем ОАО НК "РуссНефть", на расчетный счет поставщика - ООО "Сургут-Трейдинг".
По пункту 2.5. договора купли-продажи нефти от 01.06.2005 N 33960-10/05-219 поставщик ООО "Сургут-Трейдинг" не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем поставки перевыставляет покупателю ОАО НК "РуссНефть" счет-фактуру на оказание ОАО "АК "Транснефть" услуги по транспортировке и диспетчеризации, то есть, те расходы, которые ООО "Сургут-Трейдинг" в свою очередь уже понесло при оплате ООО "Западно-Малобалыкское" тех же самых расходов по договору купли-продажи от 01.06.2005 N 01-06-05-СТ и в том же размере.
Имеющиеся в материалах дела счета-фактуры ООО "Сургут-Трейдинг", выставленные ОАО НК "РуссНефть" и платежные поручения последнего, свидетельствуют о том, что стороны придерживались предусмотренных в пункте 2.5. договора купли-продажи от 01.06.2005 N 33960-10/05-219 условий, и ОАО НК "РуссНефть" возмещало поставщику - ООО "Сургут-Трейдинг" указанные расходы по услугам ОАО "АК "Транснефть" по транспортировке товара и диспетчеризации.
Таким образом, при приобретении нефти обществом по договору от 01.06.2005 N 01-06-05-СТ с ООО "Западно-Малобалыкское" условия поставки содержит обязанность поставщика поставить товар (нефть) путем его отгрузки трубопроводным транспортом. Право собственности на товар переходит в момент вручения его перевозчику. Транспортные расходы подлежат возмещению покупателем по факту отгрузки на основании оправдательных документов.
При реализации нефти обществом по договору от 01.06.2005 N 33960-10/05-219 с ОАО НК "РуссНефть" условия поставки аналогично содержат обязанность поставщика поставить товар (нефть) путем его отгрузки трубопроводным транспортом. Право собственности на товар переходит в момент вручения его перевозчику. Транспортные расходы подлежат возмещению покупателем по факту отгрузки на основании оправдательных документов.
Исходя из указанных обстоятельств и положений статей 146, 164 Кодекса, Восьмой арбитражный апелляционный суд сделал вывод, что в данном случае отсутствует объект налогообложения по НДС, поскольку факт оказания обществом услуг по транспортировке и диспетчеризации нефти своим покупателям отсутствует. Налогоплательщик не оказывал услуги, а только, нес расходы по транспортировке нефти перед производителем товара, а затем возмещал эти расходы за счет своего покупателя - ОАО НК "РуссНефть".
В соответствии со статьей 146 Кодекса одним из объектов налогообложения является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом согласно статье 39 Кодекса реализацией услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу, что в данном случае отсутствует сам факт оказания услуг по транспортировке и диспетчеризации нефти со стороны общества, то есть отсутствует у последнего объект налогообложения по НДС.
В рассматриваемом случае, данную услугу оказывает не налогоплательщик, а ОАО АК "Транснефть", которое облагает эту операцию по реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов. Общество, получая счет на оплату услуг ОАО АК "Транснефть" по ставке 0 процентов, не оказывает эту услугу, а только возмещает затраты у ОАО НК "РуссНефть". При этом, поскольку по данной услуге уже применена ставка 0 процентов, то общество не только не вправе изменять по своему усмотрению установленные законом ставки, но и не вправе включать в налоговую базу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса услуги, непосредственно связанные с реализацией товаров на экспорт, подлежат обложению по ставке 0 процентов. В соответствии с Инструкцией о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной Приказом ГТК России от 21.07.2003 N 806 (утратила силу с 10.02.2007) отметка таможенного органа "Вывоз разрешен" на грузовой таможенной декларации является подтверждением помещения товаров в таможенный режим экспорта.
В ходе рассмотрения спора, арбитражным судом установлено, что данное разрешение было получено ОАО АК "Транснефть" при помещении нефти в трубопровод от ООО "Западно-Малобалыкское".
В ходе налоговой проверки и в судебное заседание, как отмечено арбитражным судом, были представлены документы, подтверждающие обоснованность применения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации: контракт (копия контракта) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа.
В данном случае, поставка нефти от общества с ограниченной ответственностью "Западно-Малобалыкское" налогоплательщику и последним - открытому акционерному обществу НК "РуссНефть" происходила в один день, что подтверждается актами приема-передачи (л.д. 107-127, т. 1; л.д. 60-80, т. 2). При этом в этот же день была помещена под таможенный режим экспорта.
Счета-фактуры за услуги по транспортировке и диспетчеризации нефти выставлялись ОАО АК "Транснефть" обществу с ограниченной ответственностью "Западно-Малобалыкское", которое перевыставляло их налогоплательщику, а последний перевыставлял покупателю - открытому акционерному обществу НК "РуссНефть", то есть в данном конкретном случае оплата происходила согласно предусмотренном в договорах порядку расчетов.
Поскольку в данном случае общество услуги по транспортировке и диспетчеризации нефти не оказывало, а только перевыставляло счета-фактуры ОАО НК "РуссНефть", что свидетельствует об отсутствии объекта налогообложения по НДС, Восьмой арбитражный апелляционный суд пришел к правильному выводу, что доначисление НДС, привлечение общества к ответственности за его неуплату. начисление пеней является незаконным.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов Восьмого арбитражного апелляционного суда относительно обстоятельств по данному делу, которым судом на основе полного и всестороннего исследования доказательств, представленных сторонами, дана правильная оценка. Снований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2007 по делу N А75-908/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Инспекции Федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выдать справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета в размере 2 000 рублей, уплаченной по платежному поручению от 18.10.2007 N 491.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 декабря 2007 г. N Ф04-8358/2007(40718-А75-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании